Кризисный период развития российского ИТ-рынка закончился, и теперь нужно от “экстремально-пожарных” методов работы возвращаться к планомерному развитию бизнеса с ориентацией на стратегическую перспективу. Именно такой тезис был центральным в выступлении президента “Microsoft России” Николая Прянишникова на первой в новом году встрече с журналистами. Для руководимого им отделения корпорации в качестве ориентира он определил удвоение бизнеса в течение ближайших трех лет.
В первые пятнадцать лет своей работы московское отделение Microsoft всегда публично рассказывало о результатах своей работы по итогам очередного финансового года корпорации, который завершается 30 июня. После двухгодичного перерыва руководство представительства решило возобновить такую практику (будем надеяться, что это станет традицией), но с привязкой к более привычной для нас схеме календарного года. Впрочем, надо отметить, что по полноте обзора нынешний рассказ г-на Прянишникова заметно уступал отчетам прошлых лет. Но все же…
Были сказаны привычные слова о большом потенциале российского рынка; правда, возможности его роста сейчас, к сожалению, во многом объясняются отставанием от уровня передовых ИТ-стран. Так, сегодня в России проникновение ПК (процент используемых компьютеров от численности населения) составляет 21%*, в то время как в ЕС — 69%, в США — 96%**.
Прошедший год был тяжелым для российского ИТ-рынка: по представленным в презентации данным (со ссылкой на IDC и собственные оценки Microsoft) падение продаж ИТ составило около 30% по сравнению с 2008 годом, а по программными продуктам — более 35%. Итоговые показатели (в том числе и относительные) по бизнесу самой Microsoft не объявлялись, но было отмечено, что расширение деятельности компании в нашей стране во многом идет за счет дальнейшего проникновения в регионы: только за последние полгода (с 1 июля 2009-го) число региональных офисов увеличилось с 34 до 58, а в течение ближайших шести месяцев должно появиться еще шесть.
Улучшение экономической ситуации в стране нашло наглядное отражение в динамике продаж Microsoft: во второй половине 2009 года объем поставок вырос на 19% по сравнению с первых полугодием (см. рисунок). Но отметим, что в долларовом измерении увеличение было не столь значительное (с учетом падения курса доллара получается, что близкое к нулю).
На графике хорошо видно, что быстрее восстанавливается сегмент малого и среднего бизнеса, корпоративный рынок пока еще находится в состоянии спада. Основной же прирост дало направление OEM-поставок (117%), упрощенно говоря, — предустановленных Windows. Отметим, что эти данные во много отражают и динамику продаж ПК в целом.
Безусловно, главным событием года для Microsoft (конечно, не только в России и не только для этой корпорации, но и для ИТ-рынка в целом) стал выпуск новой версии ОС. Сейчас именно этот продукт является своеобразным локомотивом, который помогает компании преодолеть кризисный спад. Николай Прянишников назвал первые итоги продаж Windows 7 за два с половиной месяца после официального объявления продукта. За это время продано в семь раз больше коробочных версий, чем Windows Vista за тот же период три года назад; доля предустановленной Windows 7 в общих поставках предустановленной Windows составляет 77,8% для компьютеров российских производителей и почти 100% для иностранных поставщиков (эти данные не учитывают нетбуки). По сведениям Microsoft, более 50% крупных корпоративных заказчиков уже приступили к внедрению Windows 7.
Планы развития бизнеса Microsoft в России во многом базируются на поддержке со стороны штаб-квартиры корпорации: напомним, что во время своего визита в апреле прошлого года генеральный директор Microsoft Стив Балмер заявил о намерении в течение ближайших трех лет инвестировать в нашей стране около 300 млн. долл. Со своей стороны руководитель московского представительства сообщил, что эти планы остаются в силе и что значительная часть этих средств будет потрачена на продвижение ИТ в систему образования, повышение общей компьютерной грамотности населения, а также на поддержку стартап-проектов.
*Это очень близко к прогнозу Мининформсвязи (23%), обнародованному летом 2007 года.
**Получается, что наше отставание от этих стран по производительности труда почти точно совпадает с соотношением показателя “проникновение ПК”.