По оценке аналитической компании Gartner, растет спрос на ПО для управления эффективностью работы предприятия (Corporate Performance Management, CPM). За один лишь 2008-й объем продаж вырос на 28%, а в 2009-м достиг 1,9 млрд. долл.
Согласно исследованию, оформленному в фирменном формате Magic Quadrant, на рынке CPM лидируют поставщики комплексных решений — Oracle, SAP и IBM (см. диаграмму). Консолидация здесь довольно высока — на долю пятерки ведущих игроков, в которую также входят Infor и SAS Institute, приходится порядка 70% продаж. Однако, отмечают аналитики, места на этом поле хватает и менее крупным разработчикам специализированных продуктов, и даже новичкам. Так, в свой последний отчет Gartner включила пять новых фирм, подчеркнув, что такой рост числа участников является следствием расширения рынка.
В пакеты CPM входят приложения для планирования, бюджетирования и прогнозирования; управления стратегиями, прибыльностью и затратами; поддержки финансовой консолидации; составления финансовых, управленческих и предусмотренных уставом отчетов, а также вспомогательные средства на базе методик ключевых показателей (balanced scorecard), управления стоимостью (value-based management) и метрик для оценки достижения поставленных целей. Основные пользователи CPM — это сотрудники финансовых отделов, директора и руководители предприятий, которые принимают решения.
Эти продукты позволяют не только повышать эффективность финансовых процессов и своевременно отчитываться перед регулирующими органами, но и находить способы увеличения прибыли. Однако, как показал опрос, проведенный Gartner, несмотря на преимущества CPM, примерно половина крупных предприятий и три четверти небольших компаний применяют для финансового планирования, бюджетирования и составления отчетов электронные таблицы и самописные приложения. И даже если CPM-система внедрена, то в подавляющем большинстве случаев используются лишь функции управления финансами и составления отчетов, а средства стратегического планирования применяются гораздо реже.
А между тем CPM-продукты охватывают две области, важные для повышения эффективности работы предприятия. Первая — моделирование и оптимизация процессов получения прибыли. Сюда входят приложения, которые служат для оценки влияния на прибыль различных стратегий, связанных с затратами и размещением ресурсов. Вторая недостаточно используемая возможность CPM — управление стратегиями. К ней относятся приложения, позволяющие с помощью различных метрик (например, на базе методики ключевых показателей) оценивать повседневную деятельность сотрудников с точки зрения достижения ими поставленных целей.
Однако аналитики отмечают, что “лед тронулся”. Начав с финансовых функций, клиенты постепенно расширяют возможности своих CPM-решений и приступают к освоению их стратегических компонентов. Отчасти это связано с тем, что из-за экономического спада организациям приходится уделять особое внимание повышению эффективности работы. Поэтому Gartner полагает, что спрос на CPM продолжит рост.
Интеграторы и инноваторы
По результатам деятельности и полноте решений аналитики разделили основных игроков рынка CPM на четыре группы: лидеры, преследователи, провидцы и нишевые игроки.
В раздел лидеров попали три компании — Oracle, SAP и IBM. Они предлагают зрелые, полноценные CPM-пакеты и платформы, созданные в основном за счет интеграции продуктов, полученных в результате поглощения их разработчиков. Ведь не так давно SAP купила Business Objects, Oracle — приобрела Hyperion, а IBM — Cognos. Поэтому Gartner назвала эту тройку интеграторами. Эти поставщики активно продвигают CMP-решения среди пользователей своих других продуктов, что способствует росту рынка.
Однако в области CPM работает немало небольших поставщиков специализированных решений, которых аналитики поместили в группы провидцев и нишевых игроков, подчеркнув, что именно они реализуют основные инновации, такие как поддержка языка XBRL (Extensible Business Reporting Language) для составления деловых отчетов, оперативная аналитика (in-memory analysis), увязывание показателей риска и эффективности, интеграция трех типов планирования: стратегического, финансового и операционного. К самым успешным инноваторам аналитики отнесли компании Clarity Systems, Exact-Longview, Tagetik и Host Analytics.
Инноваторы не только расширяют функционал CPM, но и привлекают к таким продуктам новых клиентов. Если на первых порах CPM-системы были ориентированы на крупные предприятия, то теперь появились пакеты, оптимизированные для рынка СМБ. Их поставляют компании Bitam, Host Analytics, Winterheller и Prophix Software. Недавно к ним присоединилась и IBM, которая в прошлом году выпустила решение Cognos Express, ориентированное на небольшие предприятия.
Для средних компаний предназначены CPM-решения, поставляемые по модели Software-as-a-Service (SaaS). Это — еще одна новая тенденция для рынка CMP. Хотя основная доля внедрений выполняется традиционным методом установки ПО у заказчика, недавно появился спрос и на услуги доступа к таким продуктам через Интернет, предлагаемые некоторыми поставщиками, например Host Analytics. Такие решения, хотя и отличаются более скромными функциональными возможностями и меньшей гибкостью, чем традиционные, требуют меньше инвестиций и быстрее внедряются. Так, по оценке аналитиков, традиционные CMP-системы стоят от 50 тыс. до более 500 тыс. долл., а SaaS-услуги обходятся примерно 200 долл. в год на одного пользователя.
И наконец, последняя новая тенденция — выход на международный рынок CPM поставщиков, которые раньше работали в отдельных регионах. К их числу относятся компании Bitam (Латинская Америка), Prophix (Северная Америка) и Winterheller (Германия). Завоевав прочные позиции в своих странах, они теперь составляют серьезную конкуренцию китам рынка CPM.
Советы пользователям
Хотя обычно инициаторами внедрения CPM являются финансовые директора и сотрудники финансовых отделов, ИТ-подразделение также должно обязательно участвовать в выборе решения, подчеркивает Gartner. Ведь специалисты по финансам вряд ли смогут понять, как увязать CPM с общей корпоративной инфраструктурой и как использовать всю полноту функциональных возможностей таких продуктов. Однако они должны обязательно участвовать в процессе внедрения, потому что требования к CPM-решению могут меняться в связи с переменами в бизнесе. А если планируется применение не только финансовых, но и стратегических функций CPM, то необходимо участие и высших топ-менеджеров, включая главного руководителя предприятия.
Что касается выбора поставщика, то аналитики советуют найти такого, который предлагает решение, без дополнительных настроек наиболее соответствующее целям бизнеса. Это позволит упростить внедрение. Выбирая между производителями комплексных пакетов и разработчиками специализированных решений, компания должна исходить из того, нужна ли ей монолитная архитектура или набор лучших в своем классе продуктов.