Корпорация Microsoft сообщила о своих финансовых результатах за последний квартал прошедшего календарного года на неделю позднее обычного. Наблюдатели гадали — к чему бы это? Чаще всего такие задержки бывают, когда результаты оказываются ниже прогнозируемых…
Но опубликованный Редмондом отчет показал: дела обстоят ровным счетом наоборот: последние три месяца оказались рекордными для корпорации, а по некоторым показателям и для всего ИТ-рынка. Ее доход и чистая прибыль составили соответственно 19,02 млрд. и 6,66 млрд. долл., что на 14 и 60% выше показателей аналогичного периода годичной давности, который был еще почти не отмечен влиянием кризиса (рис. 1). Отличная концовка года, который для Microsoft складывался не самым лучшим образом: впервые в своей истории компания переживала общеэкономические трудности тяжелее, чем многие другие члены группы мировых ИТ-лидеров.
Анализ отчетов Microsoft показывал: главной причиной ее делового “нездоровья” было нарастающее падение продаж одного из главных столпов бизнеса корпорации — настольных ОС. Причем дело было совсем не в кризисе: проблемы тут обнаружились еще за полгода до его начала. А общеэкономические трудности проявили их еще очевиднее — продажи клиентских Windows падали, тогда как другие основные направления деятельности компании чувствовали себя относительно благополучно, а серверное подразделении даже демонстрировало рост (рис. 2).
В качестве основных причин этого наблюдатели назвали не только внутренние (технологические) проблемы с переходом на Vista, но и обострение конкурентной ситуации на рынке настольных систем. Сможет ли Windows 7 переломить негативную для Microsoft тенденцию? На этот вопрос должен был дать ответ выпуск новой ОС.
И сейчас в общем-то можно констатировать, что позитивный ответ получен: именно Windows 7 помогла Редмонду добиться рекордных финансовых результатов. Конечно, свою долю в этот успех внесли также улучшение общеэкономической ситуации и фактор конца года (пик продаж всегда приходится на этот период). Но все же основной вклад нового продукта несомненен. Отметим, что Microsoft намного перекрыла прогноз IDC: полгода назад аналитики говорили о возможности продажи 40 млн. копий Windows 7 до конца 2009-го, а Microsoft сообщила о поставках более 60 млн. лицензий.
Нынешний пик продаж Windows намного острее, чем при выпуске Vista три года назад (рис. 3). Правда, тут нужно отметить несколько моментов в пользу “семерки": ее появление пришлось на конец года, к тому же на начало квартала, а главное — нынешнему пику предшествовал более выраженный спад. Так или иначе, но теперь направление клиентских OC опять вышло на первое место среди других бизнес-подразделений корпорации. А вот надолго ли — это мы увидим по данным за 2010 г., но можно прогнозировать, что в I квартале будет спад продаж Windows 7, после которого поставки выйдут на “ламинарный” отрезок своего жизненного цикла.
Напомним также, что Windows — это один из главных (наряду с Office) источников прибыли корпорации, рентабельность этого направления доходит порой до 80% (рис. 4). Здесь стоит обратить внимание на объемы затрат, сезонные колебания которых связаны в основном с расходами на продвижение (в том числе на рекламу) продукта. На графике хорошо видно, что принцип “реклама — двигатель торговли” не теряет своей актуальности вне зависимости от качества продукции — пик затрат пришелся также на предновогодние продажи.
*Microsoft обычно сообщает предварительные итоги через три недели после окончания отчетного периода. В этот раз сведения были опубликованы 28 января.