Все участники 15-го Форума “Технологии безопасности” компактно уместились в восьмом зале “Крокус Экспо”. Если верить официальному релизу, то здесь было представлено “всё, чем располагает современная индустрия для обеспечения безопасности бизнеса, государства и личной безопасности”. На самом деле, конечно, показана была только небольшая часть громадного рынка безопасности. Да и количество интересных экспонентов, если отсеять производителей бронежилетов, холодного оружия, систем защиты периметра и т. д., не превышало нескольких десятков компаний. Хотя определенные тенденции развития информационных технологий на рынке систем защиты мы все-таки отследили.
Безопасность без проводов
Одно из наиболее интересных направлений, которое получило второе рождение с внедрением сетей 3G операторами “большой тройки”, — передача крупных объемов данных через беспроводную сеть. Это может быть как информация о местоположении подвижного объекта (к примеру, милицейской машины или автобуса), так и видеоинформация с камеры наблюдения в квартире или офисе.
В частности, можно отметить миниатюрные решения “Трал-5” и “Кадр-5”, похожие по своему функционалу: по сути это малогабаритные беспроводные системы видеонаблюдения для частных пользователей и рынка SoHo. У них достаточно простая задача — обеспечивать подключение одного-двух аналоговых или цифровых камер, внешних охранных датчиков и передачу информации через Интернет на удаленный компьютер или веб-сервер. Причем если у того же “Трала” мобильный модем может быть любым (включая UMTS-сети или мобильный WiMAX), то у “Кадра” устройство для передачи информации встроено непосредственно в блок управления (и пока что там поддерживается только GPRS).
Очень удобно, что просматривать такое видео можно с помощью самого обычного веб-браузера, а устройства поддерживают форматы сжатия видео (H.263 или H.264 или Mpeg-4), могут подключаться к внешнему жесткому диску по USB-интерфейсу и работать даже на открытом воздухе: “Кадр” при температуре от -30 до 50 ºС, а “Трал” — от 0 до 55ºС. Как и у подавляющего большинства камер видеонаблюдения, напряжение питания таких миниатюрных видеосерверов составляет всего 12 В, что позволяет поместить их в термокожухе вместе с видеокамерой.
Уже сейчас в качестве монорешения такие системы активно используются на бензоколонках, в небольших офисах (просматривать картинку можно через обычный нетбук), а также как резервный канал информации при наличии проводных каналов связи, например, в офисных зданиях.
Кроме того, по “беспроводке” (обычно по GSM-сетям) все чаще подключают охранно-пожарные сигнализации, а также мониторинговые станции в зданиях (в частности, серии “Контакт”), которые могут взаимодействовать с охранными панелями различных производителей (ISECO, Paradox, Ademco, C-Nord, Visonic). Обычно для надежности работы в них предусмотрена установка как минимум двух SIM-карт от разных операторов связи, встроенная память событий, шифрованная передача информации на пульт централизованного наблюдения охранного предприятия.
Постепенно трансформируются решения слежения за автотранспортом — “самосборные” комплекты не пользуются популярностью, поскольку рынок предлагает широкий спектр типовых решений (“железо” + ПО) для различных типов эксплуатации транспортных средств: для транспортных компаний (ключевые параметры — автоматический контроль отклонений техники от маршрута, контроль количества разгрузок, расхода/слива топлива), автопредприятий, работающих со спецтехникой (выезды за пределы строительной площадки, время работы двигателя “в рабочем режиме” и т. д.), для автобусных парков (контроль маршрута, количество пассажиров), таксопарков (маршруты следования, срабатывание тревожной кнопки). Правда, производители этих решений на выставке очень неохотно говорили о специфике их внедрения — пока что руководство большинства крупных компаний приходится убеждать в том, что это им действительно необходимо.
Отметим, что в подобных проектах используются решения трех основных типов: модули начального уровня с GPS-приемником, более продвинутые решения, где кроме GPS используется и ГЛОНАСС (к примеру, Voyager 2), а также трекеры, способные передавать данные не только о местоположении автомобиля, но и параметры опционно поставляемых датчиков. Возможно, что в скором времени число таких решений увеличится за счет появления на рынке приемников с чипами NV08C-MCM от компании Navis, которые смогут работать не только с GPS/ГЛОНАСС, но и с потенциально интересными Galileo и Compass. Кстати, для отображения информации, полученной с помощью спутниковых навигаторов, обычно используются карты Яндекс, Google, OziExplorer, векторные карты в формате MP и OpenStreetMap.
Интересно, что на форуме “Технологии безопасности” в категории систем наблюдения за транспортом было представлено определенное количество как отечественных (к примеру, “Ритм”), так и иностранных (GeoVision и т. д.) решений. Общим у них является не только учет информации о передвижениях автотранспорта, но и возможность работы с этой информацией в АСУ, “привязка” видео в салоне и из транспортного средства к его положению на карте, а в перспективе учет дорожной ситуации с помощью информационных сервисов. Стоит отметить и локальные решения. Так, компания “Российские космические системы” представила малогабаритный аппаратно-программный комплекс подвижного пункта мониторинга перевозок опасных и ценных грузов железнодорожным транспортом. Это решение позволяет определять местоположение груза с помощью GPS/ГЛОНАСС, передавать информацию с датчиков (целостность упаковки, влажность, температура и т. д.) в отраслевой центр системного мониторинга через GRPS/EDGE или систему “Гонец” (в разработке), а также организовывать передачу сигнала “Тревога” с использованием международной системы спасения “Коспас-Сарсат”.
Интересным нам показалось и решение для патрульных машин ГИБДД от крошечной китайской компании Shanni. В отличие от существующих решений кроме двух камер, которые устанавливаются на крыше патрульного автомобиля и наблюдают за дорожной ситуацией (информация выводится на монитор в салоне машины и записывается на жесткий диск — своеобразный опломбированный “черный ящик”), еще две, размерами поменьше, находятся в салоне автомобиля и ведут запись происходящего в салоне в постоянном режиме. Возможно, использование именно таких решений сможет нивелировать “человеческий фактор” при общении водителей с сотрудниками ГИБДД.
Перспективное видеонаблюдение
Самые большие стенды кроме системных интеграторов представили производители камер видеонаблюдения: что и говорить, этот сегмент рынка даже в финансовый кризис переживает бурный рост. Разгадка достаточно очевидна — использование технических средств всегда дешевле “живых” охранников, которые не могут быть в десятке мест одновременно.
Наиболее перспективные разработки в данной области были продемонстрированы Axis Communications, LG, Panasonic и т. д.: фиксированные и купольные поворотные камеры с мощными объективами, системами дистанционного управления и питанием по Ethernet-каналу. Основные тенденции этого рынка — падение цены на сетевые камеры из-за возросшей конкуренции различных производителей, развитие идеи о хранении данных в камерах с помощью карт памяти SD (что позволяет сэкономить на системах хранения), активное развитие систем видеоаналитики за счет улучшения поиска происшествий в цифровых видеоархивах (сами системы видеонаблюдения будут “подписывать” каждый кадр различными тэгами, с помощью которых и будет вестись поиск). Интересно, что рынок подобного “железа” все больше зависит от крупных национальных проектов — олимпиад, чемпионатов мира по футболу или различных экономических форумов. Именно такие события являются основным двигателем даже во время финансового кризиса.
Аналогичные изменения происходят и с видеорегистраторами (производители — QNAP, GeoVision и т. д.) для рынка SoHo — это уже неттопы с мощными жесткими дисками. Основная задача подобных устройств — фиксация информации с камер наблюдения, ее хранение и возможность доступа к ней в удаленном режиме по TCP/IP. Наиболее типичная конфигурация подобных систем для массового рынка небольших компаний-потребителей — до восьми записываемых каналов, один-два закрываемых отсека для жестких дисков с возможностью горячей замены, процессор Intel Atom 1,6 ГГц, 1 Гб ОЗУ, причем ОС чаще всего — Linux для встраиваемых систем.
Кстати, весьма активно продвигаются на рынок не только системы контроля, использующие для авторизации пользователей карты с чипами, но и системы выделения и распознавания лиц. К счастью, эйфория, наблюдавшаяся на заре их становления, сошла на нет и разработчики трезво оценивают возможности своих аппаратно-программных комплексов. Сейчас представители компаний-производителей говорят о вероятности распознавания на уровне 80%. Поэтому, несмотря на гипотетическое желание применять их в местах массового пребывания людей (стадионы, кинотеатры, торговые центры, аэропорты, вокзалы, автостанции), а также на пограничных паспортно-визовых контрольных пунктах для выявления преступных элементов, эффективность таких проектов пока под большим вопросом. А вот в работе деловых центров они вполне приемлемы и в сочетании с камерами высокого разрешения и интеграцией с исполнительными устройствами (к примеру, турникетами, лифтами и т. д.) позволяют достаточно точно идентифицировать сотрудников при наличии хотя бы двух ракурсов лица человека (такие возможности есть в Vocord FaceControl, “Face-Инспектор” и т. д.).
Учитывая рост числа небольших предприятий, вполне перспективными являются профессиональные системы видеонаблюдения. Их основа — компактные аппаратно-программные комплексы, позволяющие не только получать информацию от камер, но и оснащать их дополнительным функционалом. Они служат, к примеру в качестве сегмента безопасности в торговых точках самых разнообразных форматов и размеров, где кроме автоматизации торговли требуются решения, защищающие от краж со стороны как посетителей, так и персонала. Для этого среди прочих элементов безопасности (сигнальные наклейки на товары вкупе с электронными воротами, камеры наблюдения по торговому залу и около стоек с дорогими товарами, упаковка товара в специальные пластиковые поддоны с метками безопасности т. д.) все чаще внедряют системы видеонаблюдения, контролирующие кассовые операции.
В самом простом варианте текстовые отчеты о покупках поступают в АСУ торговой сети, где на их основе создается выборка по наиболее ходовым товарам, учитываются складские запасы и т. д. Но если добавить к этому специальное ПО (“POS-Инспектор”, SET Prisma, решения от EasService и т. д.) и по одной камере на каждую кассу, то можно, кроме статистики продаж, получить видеозапись процесса расчета кассира с покупателем с возможностью поиска видеофрагмента по всем операциям кассира. На каждое действие сотрудника магазина устанавливается цифровая метка, по которым можно отследить получение денег за товар без его регистрации, махинации с кредитными картами, изменение содержания кассового чека, фиктивный возврат товара и т. д.