Увлеченные новыми веяниями предоставления самых разных ИТ-ресурсов не в вечную собственность, а в аренду или как услугу, мы порой забываем о том, что ряд подобных бизнес-моделей успешно используется на протяжении десятилетий. Одна из них — лизинг. Попытки лизинга ИТ-оборудования в России уже предпринимались, но большого успеха, судя по всему, не имели. Еще одну попытку делает сейчас финская компания 3 Step IT Oy, открывшая в нынешнем году в нашей стране представительство под названием “3 Степ ИТ”. Подобной деятельностью она с 1997 г. занимается в 10 странах Европы (государства Скандинавии, Балтии, а также Франция и Великобритания), и доходы ее в прошлом году составили 221 млн. евро. По словам генерального директора “3 Степ ИТ” Джона Гриммета, компания решает три задачи: передает заказчику нужное ему оборудование (ПК, серверы, принтеры и т. д.) в лизинг, обеспечивает с помощью специального ПО управление арендованными активами и осуществляет утилизацию отработавшей техники.
Под утилизацией понимается не только экологически чистая ликвидация “железа”, но и в некоторых случаях его модернизация и ремонт с последующей продажей. Если оборудованию суждено продолжить свой активный жизненный цикл, то встает задача бесследного удаления всей информации с его устройств хранения. Все эти операции осуществляются на крупнейшем в Скандинавии заводе по восстановлению компьютеров, пропускающем через свои цеха до 100 тыс. изделий в год. В нашей стране подобные функции планируется передать какой-либо российской компании. Как заверил Джон Гриммет, восстановленная техника в лизинговых программах впоследствии не используется, а продается по розничным каналам. Такой подход позволяет, в частности, получая дополнительный доход, снижать за его счет лизинговые расценки.
Условия лизингового контракта не предполагают начальных взносов: клиент платит фиксированные суммы раз в квартал. Как правило, срок контракта составляет три года, что соответствует среднему времени морального старения ПК, но по серверам, принтерам и другому долгоживущему оборудованию сроки могут быть и больше. После истечения оговоренного срока клиент может продлить контракт, не меняя техники (при этом размер ежеквартального платежа заметно уменьшается), заключить новый договор, заменив оборудование на более современное, или выкупить его по остаточной стоимости. В качестве источника кредитных ресурсов “3 Степ ИТ” будет привлекать зарубежные банки и кредитные линии вендоров, подобных IBM Global Financing.
Преимущества лизинга хорошо известны: это равномерное распределение затрат по годам, возможность отнесения их на себестоимость продукции, отсутствие капитальных активов и снижение налоговой нагрузки. В то же время лизингодателю необходимо будет решить целый ряд проблем. Он не сможет работать на таком сложном рынке в одиночку: ему придется налаживать взаимодействие с местными системными интеграторами и сервисными компаниями. Не до конца понятны механизмы переноса лицензионного ПО с выводимой из оборота техники на новую, поскольку иногда эти лицензии жестко привязаны к конкретному изделию.
Пока ни одного клиента у компании в России нет. Джон Гриммет полагает, что первыми могут стать местные подразделения крупных международных концернов. Генеральный директор “3 Степ ИТ” не стал называть тот минимальный размер доходов, который головная компания считала бы достаточным для продолжения своей работы в России. Говоря же о более амбициозных целях, он озвучил намерение 3 Step IT Oy довести к 2015 г. свой оборот до 1 млрд. евро и добавил при этом, что 15% из них (т. е. 150 млн. евро) она могла бы получать в России.