Формально получив разрешение от ГКРЧ на упрощенную инсталляцию фемтосот (Femto Small Cells), операторы связи в России пока еще только изучают бизнес-модели, которые принесут в результате использования этого локального решения наибольшую пользу. Между тем в идеале фемтосота становится небольшим коммуникационным центром в квартире или офисе, который предоставляет возможности для запуска большого количества услуг, связанных как с голосом, так и с пакетной передачей данных.
Практика инсталляции
Фемтосотовые решения позволяют абонентам пользоваться услугами высокоскоростной беспроводной передачи данных внутри помещения — например, услугами потокового видео, IPTV, видеоконференцсвязи и широкополосной мобильной связи. Причем именно благодаря фемтосотам операторы получают возможность продвижения услуг для сетей 3G еще на этапе конвергенции сетей.
В разных странах используются разные модели продаж или аренды оборудования, всё зависит от нормативных актов и законов о связи, уточняет ситуацию Юрий Тенишев, руководитель подразделения беспроводных технологий департамента развития бизнеса и технологий Alcatel-Lucent в России и странах СНГ. По его словам, чаще всего операторы самостоятельно закупают фемтосоты либо у поставщика решения, либо у производителя CPE — в зависимости от контракта, объемов и условий поставки. “В России регулятор относит оборудование фемтосот к категории маломощных базовых станций, принадлежащих оператору связи (решение ГКРЧ от 19 февраля 2010 г. — Прим. ред.), — продолжает Юрий Тенишев. — В связи с этим о модели продаж конечным абонентам говорить пока рано, но с ростом количества установленных фемтосот операторы и поставщики всё больше будут приходить к понимаю того, что маломощные фемтосоты могут быть переведены в категорию абонентских устройств, как, например, это было сделано для Wi-Fi”.
Различными вариантами фемтосот интересуются практически все операторы 3G-сетей, разворачивающие их в условиях современных мегаполисов. Наиболее интересный опыт для России в этой связи можно отметить у европейских операторов Vodafone, Telefonica, Mobistar, Sonaecom, TMO, Moldtelecom и т. д. “В целом в фемтосотах в первую очередь заинтересованы интегрированные операторы связи, предоставляющие услуги как фиксированной, так и мобильной связи”, — говорит Михаил Голубев, заместитель директора департамента продаж беспроводных решений связи регионального отделения Huawei по России, Украине и Белоруссии. Дело в том, что за счет таких решений они увеличивают покрытие своих беспроводных сетей и, разумеется, нагружают фиксированные линии связи. Правда, сокрушается г-н Голубев, фактически поддерживая коллегу из Alcatel-Lucent, “о подобных контрактах в России говорить пока преждевременно”.
Технологический минимум
Несмотря на обилие общей информации, мало кто из пользователей знает, что из себя представляют фемтосоты. Для примера возьмем распространенную линейку Huawei uBro. Фемтосоты — это выносные точки доступа, которые подключаются к ядру сети по пакетной сети передачи данных общего пользования. Они обеспечивают покрытие UMTS и предоставляют абонентам доступ ко всем услугам сети 3G, которые разрешает оператор связи. Физическое подключение точки доступа к пакетной сети общего пользования осуществляется через ADSL-модем или LAN. Типовыми функциями подобных фемтосот являются определение интерференции и контроль местоположения точки доступа, уведомление абонента о нахождении в зоне обслуживания фемтосоты, синхронизация (по сети IP, по 2G/3G-макросети), а также контроль доступа абонентов. Фемтосота позволяет функционировать в открытом режиме, когда любые пользователи могут зарегистрироваться на ней и пользоваться ее ресурсами; в закрытом режиме доступ к устройству разрешен по списку абонентов, в полузакрытом — доступ разрешен всем пользователям, но приоритет отдается тем абонентам, кто “прописан” на этой фемтосоте. Ну и, разумеется, надо упомянуть полноценный хэндовер как между фемтосотами (если их зоны обслуживания пересекаются), так и между фетомотсами и сотами обычных базовых станций 2—2,5G/3G. Причем точки доступа, ориентированные на домашнее применение, обладают максимальной мощностью всего в 25 мВт и могут одновременно обеспечить работу четырем — шести пользователям. А решения, ориентированные на сегмент СМБ, мощнее в четыре раза и дают возможность доступа в Интернет абонентам, число которых составляет от 10—15 человек до 30.
Аналогичные продукты есть и у других вендоров. К примеру, в линейке продуктов Alcatel-Lucent есть три решения одинакового форм-фактора в виде небольшой книги. Это самостоятельная фемтосота (с интерфейсом Ethernet), интегрированная (с интерфейсами Ethernet, ADSL, Wi-Fi, USB) и фемтосота для предприятий (с интерфейсом Ethernet).
В отношении установки фемтосоты очень просты: достаточно подключить кабель питания и кабель Ethernet к существующему ADSL-шлюзу либо к офисной или домашней сети с выходом в Интернет. Не сложнее и тем, у кого нет оборудования доступа в Интернет, а есть только телефонная розетка: им просто надо взять другую модель фемтосоты, в которой интегрированы порты ADSL, функционал маршрутизатора и коммутатора Ethernet на несколько портов, точка доступа Wi-Fi и 2-3 порта USB, куда можно подключить принтер и дисковый накопитель. Подключаем кабели — и фемтосота становится коммуникационным узлом в доме или небольшом офисе.
В настоящий момент фемтосоты строго разделены по стандартам связи — это либо UMTS, либо CDMA2000, либо мобильный WiMAX (для этой технологии тоже есть свои миниатюрные решения). Однако унификация все-таки реальна. К примеру, уже до середины нынешнего года Qualcomm выпустит двухстандартные чипсеты с поддержкой HSPA+ и EV-DO Rev.A/B для использования в фемтосотах. Это позволит операторам предлагать абонентам универсальные решения, которыми можно будет пользоваться при помощи терминала любого стандарта.
Типичные бизнес-модели
Как показывает практика, в решениях на базе фемтосот заинтересованы в первую очередь мобильные операторы связи, у которых есть развернутые сети UMTS и которые не понаслышке знают о проблемах покрытия и сталкиваются с необходимостью обеспечения высоких скоростей, уверен Юрий Тенишев. В настоящее время уже существует несколько вариантов использования фемтосот. Но стоит учесть, что это промежуточный вариант развития любой сети мобильной связи — построить сеть только на фемтосотах не получится, как и вовсе обойтись без них. Это средство ограниченного использования.
Первый и наиболее адаптивный вариант — установка этих “коробок” в общественных местах, прежде всего в многоуровневых торговых и развлекательных центрах, кафе и ресторанах. То есть там, где высока концентрация потенциальных и реальных интернет-пользователей. Как показывает практика, только небольшая часть абонентов использует дополнительные сервисы в движении; исключением является поездка в наземном или подземном общественном транспорте. В остальном загрузка почты или интернет-серфинг, видеозвонок или закачка контента осуществляются в стационарном режиме. К примеру, фемтосота (или их “букет”), работающая как 3G-хотспот, может использоваться для перехвата роуминговых пассажиров (приезжих или транзитных) на вокзалах и в аэропортах. Учитывая высокие цены на роуминг и большую “проходимость” таких помещений, проблем с окупаемостью данных решений не возникнет в принципе.
Уведомление о входе в зону действия фемтосоты, которая работает в режиме свободного доступа, может осуществляться с помощью SMS- или USSD-сообщения. Правда, в отличие от той же “домашней зоны” компании “МегаФон”, желательно предусмотреть, чтобы такие уведомления не сыпались человеку, если он перемещается вдоль границы обслуживания такой фемтосоты, — это очень нервирует абонентов.
Кстати, очень интересный вариант использования общедоступных фемтосот — возможность загрузки через них действительно больших пакетов трафика. Яркий пример —отложенная “закачка” больших видеоподкастов, роликов или музыки. Зачастую передача по “обычной” сети становится для абонента серьезным испытанием из-за ее нестабильной загрузки. Но заказав такой контент через сайт оператора связи, пользователь, к примеру, гарантированно получит его, оказавшись в зоне действия фемтосоты или хотспота Wi-Fi, принадлежащего тому же оператору связи. Для организации такого сервиса даже не обязательно устанавливать на клиентское устройство какой-то программный клиент — всё можно сделать с помощью контент-платформы оператора связи.
Кроме того, массовое внедрение фемтосот способно стимулировать появление множества интересных и полезных сервисов. Например, должен активно развиваться рынок программных приложений для мобильных телефонов, поддерживающих загрузку ПО из сети. Для офисных работников это могут быть различные корпоративные приложения, которые загружаются в терминал или ноутбук после регистрации в офисной фемтозоне и обеспечивают интеграцию того же мобильного телефона и офисной АТС, доступ к системе оповещения/статуса присутствия и/или корпоративной почтовой системе (типа локального BlackBerry).
Второй вариант — это корпоративные потребители. Даже сейчас, когда сети 2,5G достаточно плотно охватывают крупные города, значение адресного улучшения качества мобильной связи для ее провайдеров сложно переоценить. Правда, улучшения связи пока организуются с помощью установки микробазовых станций или переориентации секторов наружных БС. Используя эти знания для улучшения чувствительности сети 3G, можно оперировать и фемтосотами, подключая их к уже существующей СКС внутри зданий. Оплачивать такие инсталляции будет, разумеется, оператор связи — он достаточно быстро “отобьет” свои вложения за счет увеличения пропуска трафика.
Вообще, операторы связи возлагают большие надежды именно на корпоративный сегмент рынка. “В основном речь идет здесь о небольших компаниях с численностью персонала от 100 до 200 человек, которые сконцентрированы в одном бизнес-центре, что позволяет “закрыть” их несколькими фемто-БС, — отмечает Михаил Голубев. — В этом случае компания может, например, отказаться от фиксированной связи (PBX), а все разговоры внутри фемтосоты будут бесплатными”. Как вариант, фемтосоты устанавливаются на удаленных объектах заказчиков, куда новые сети пока “не добивают” или покрытие там страдает по каким-либо объективным причинам, но проводные каналы связи для пропуска трафика присутствуют. Это могут быть офисы продаж, а также любые помещения с клиентской зоной.
Вполне разумный вариант — покрытие сетями 3G придорожных бензоколонок, отелей, небольших кафе, автосервисов, отделений банков, почты. То есть тех мест, где владелец бизнеса может предложить пользователям специальный контент или просто льготную тарификацию мобильного интернета, используемую как конкурентное преимущество. Кроме того, абоненты смогут получить скидки как на локальные, так и на междугородние и международные звонки. Сегодня в таких местах можно встретить только хотспоты Wi-Fi.
Третий и не всегда распространенный вариант — установка фемтосот частным пользователям. Конечно, далеко не каждому абоненту потребуется лишняя “коробка” для создания микробазовой станции в квартире или загородном доме. Чаще всего на этой пойдут те пользователи, у которых на небольшой площади сконцентрировано множество электронных устройств: не только смартфоны и нетбуки с адаптерами для UMTS-сетей, но и MMS/видеокамеры с подключением к сотовой сети и современные фоторамки с мобильным модемом (на них можно присылать фотографии). Причем желательно, чтобы фемтосота выступала как в роли Wi-Fi хотспота, маршрутизатора, так и собственно миниатюрной БС сотовой связи. “Кроме того, — отмечает Юрий Тенишев, — домашнему абоненту оператором могут быть предложены приложения управления домашней техникой и контроля за ее работой, видеонаблюдения, оплаты и выбора услуг, а также средства использования рабочих приложений в случае, если работодатель пользователя поддерживает удаленную работу сотрудников”.