В 2005 г. в группе компаний “АйТи” был создан Центр “Персоналити”, специализирующийся на аутсорсинге ИТ-специалистов. О том, чем сейчас живет этот центр и насколько востребованы его услуги, рассказала бессменный директор “Персоналити” Ирина Мазурова .

Чем была обусловлена необходимость создания в рамках компании “АйТи” специализированного Центра “Персоналити”?

Организация работы любой ИТ-компании имеет проектную модель, и мы здесь не исключение. Что это значит с точки зрения наполнения проектов ресурсами? Потребность в ресурсах неравномерна — вам может потребоваться 20 человек на реализацию проекта, а затем достаточно будет максимум двоих на поддержку. Куда деть остальных? Или другой пример: в пиковую загрузку необходимо дополнительно десять человек на одну неделю для инсталляции системы. Где их взять на такой срок? А самый, пожалуй, распространенный случай — люди нужны уже завтра. Есть выход? Мы искали. И нашли.

Во-первых, стали сотрудничать с вузами, вернее, со студентами. Казалось бы, модель проста и очень многие ее использовали. Однако здесь важно все правильно настроить сначала, иначе не получите ожидаемого эффекта.

Есть устоявшееся мнение, что студент и свежий выпускник — это недоресурс, еще недосотрудник, и, как следствие, возникает искушение поставить, как мы это называем, студента за принтер, т. е. привлечь его к примитивной работе, которой много, а руки до нее не доходят.

Мы категорически пресекали эти попытки, ведь студент — это не дешевая рабочая сила или мальчик на побегушках. В нашей индустрии студенты и выпускники профильных факультетов ведущих вузов — самый конкурентоспособный ресурс, поскольку у них высокий уровень подготовки, незашоренный взгляд на проекты, энергия и энтузиазм.

Успешно настроив работу с начинающими специалистами внутри компании, мы стали оказывать услуги по формированию таких команд и нашим клиентам.

Нашему Центру “Персоналити” уже больше пяти лет, и сейчас с нами работает большое количество опытных специалистов, экспертов в различных областях, однако мы по-прежнему высоко ценим возможность работы с лучшими российским вузами и их выпускниками.

Сегодня в Центре “Персоналити” работает много молодых специалистов. Выпускников каких специальностей вы стараетесь отбирать для работы в нем?

Идеальным кандидатом для нас является выпускник МГУ им. М. В. Ломоносова, МИФИ, МФТИ или МГТУ им Н. Э. Баумана по специальности инженер-математик. Хорошее фундаментальное образование — залог успешной карьеры любого человека. Довольно часто раздаются призывы обучать ИТ-студентов ведущих вузов и университетов тем или иным прикладным технологиям Microsoft, SAP, Oracle, “1С” и других фирм. На мой взгляд, это не совсем правильно. Технологии развиваются и устаревают значительно быстрее, чем создаются и реализуются учебные программы. Поэтому данные технологии должны осваиваться выпускниками не “впрок” (как фундаментальные знания), а ближе к “моменту употребления”, т. е. либо в процессе преддипломной практики, либо на специальных курсах. Что мы, собственно говоря, и делаем.

На что в первую очередь обращает внимание клиент при выборе компании-аутсорсера?

Здесь много факторов, во многом они являются стандартными при выборе поставщика любых услуг. На что важно обращать внимание при выборе провайдера услуг аутсорсинга персонала, так это на процесс, посредством которого провайдер обеспечит проект качественными ресурсами на всем его протяжении. Также важно и то, что клиент понимает под качественными ресурсами. Наша модель предоставления специалистов во многом нестандарта по сравнению с традиционным рыночным предложением, но мы уверены, что только такой подход позволит реализовать проект с высоким качеством при оптимальном бюджете.

В чем суть нашего подхода? При поступлении запроса на аутсорсинг специалистов, мы в первую очередь вместе с заказчиком обсуждаем предстоящий проект и, исходя из этого, составляем профиль успешного кандидата для участия в проекте — его образование, опыт, личные качества, готовность к интенсивной работе, командировкам, условиям большой неопределенности или, наоборот, однообразной монотонной работе. Согласитесь, люди здесь успешны разные. Очень важный фактор — корпоративная культура заказчика. Надо думать о том, какие люди впишутся в уже созданный коллектив. Вот на основе всех этих факторов мы и формируем команды кандидатов, которые, пройдя обучение в ассессмент-центрах у заказчика, будут сформированы в проектные команды.

Наличие собственной образовательной базы для подготовки специалистов также всегда находится в центре внимания заказчика. Шансы получить контракт у ИТ-компании заметно увеличиваются при возможности самостоятельно и оперативно проводить обучение специалистов по тому или иному направлению, адаптировать их под конкретные задачи выполняемого проекта.

Еще одним залогом успешной работы на данном рынке является готовность компании постоянно предлагать новые, интересные для заказчика условия сотрудничества, т. е. расти вместе с рынком и самим заказчиком.

Могу привести еще один пример. По нашим оценкам, грамотный подход к тиражированию информационной системы позволяет на 30% снизить риск неудачного завершения проекта и гарантирует получение результата в рамках установленных срока и бюджета. “АйТи” разработала собственный подход к реализации проектов тиражирования, который неоднократно доказал свою эффективность. Если традиционные методики внедрения ориентированы на проекты на отдельных предприятиях, то подход компании “АйТи” к тиражированию ИС учитывает специфику проектов внедрения на группе территориально распределенных предприятий. Базируется данный подход на системе управления компетенциями, предполагающей привлечение специалистов разной квалификации, а также применение различных инструментов массового обучения пользователей. Использование этих двух рычагов в ходе тиражирования ИС не только снижает уровень проектных рисков, но и позволяет сократить финансовые и временные затраты при внедрении системы.

Как, на ваш взгляд, будет развиваться российский рынок аутсорсинга ИТ-персонала?

Кризис во многом “оздоровил” рынок аутсорсинга, одновременно с этим повысился уровень зрелости как провайдеров, так и потребителей услуги. Атусорсинг стал использоваться более точечно, обоснованно, взвешенно. Изменился рынок труда: если раньше на нем тон задавали сотрудники, то теперь на первый план вышли работодатели, а значит, у провайдера есть как никогда широкий выбор при отборе кандидатов. И этот процесс будет продолжаться. Таким образом, при росте качества и выгод для потребителя, сервисы по аутсорсингу будут стоить дешевле, а стало быть, спрос на них будет возрастать.

Стоимость привлечения специалистов для реализации ERP-проекта

  1.  Объемы работ, сроки их выполнения и сложность должны соответствовать количеству привлекаемых ресурсов, их квалификации и стоимости привлечения.
  2.  Наибольшие объемы работ по проекту выполняют привлеченные специалисты с низкой и средней стоимостью.
  3.  “Дешевые ресурсы” целесообразно привлекать через подрядчика, так как это позволяет:
    • более быстро и качественно подобрать ресурсы;
    • провести первичное обучение людей и обеспечить их переносной вычислительной техникой;
    • провести замену ресурсов по ходу выполнения работ;
    • по окончании проекта сформировать службу сопровождения конечных пользователей.

Спецпроект