Уже несколько лет корпорация IBM в проводимых ею маркетинговых акциях связывает свою деятельность со стремлением сделать нашу планету более разумной (Smarter Planet). Стоит ли удивляться, что в той части земного шара, где расположена наша страна, данный слоган получил знакомую национальную окраску: очередной московский форум по программным технологиям IBM прошел под названием “Решения IBM для разумной модернизации”. Как ни посмотри, но софтверный портфель корпорации столь внушителен и по объему, и по разнообразию, что не принимать его во внимание уж точно было бы неразумно. Центральной темой конференции были проблемы управления информацией. По словам директора по продажам ПО московского офиса IBM Леонида Алтухова, традиционные подходы все меньше устраивают клиентов, которым требуется более высокий уровень интеграции информации, поступающей из самых разных источников.
Руководитель аналитических исследований компании Market-Visio Consulting Наталья Горина представила в своем докладе десять самых перспективных с точки зрения Gartner технологических областей на 2010 г. Из них лишь две можно считать в чистом виде “железными”: твердотельные диски и дата-центры с оптимизированной инфраструктурой. Если год назад первые три позиции занимали виртуализация, BI и облачные вычисления, то сейчас во главе списка оказались облачные вычисления, за которыми следуют развитая аналитика (advanced analytics) и вычисления в среде клиента. Под развитой аналитикой понимается в первую очередь высокий уровень ее оперативности: результаты анализа должны быть привязаны к контексту каждой текущей транзакции и доступны менеджеру в процессе ее исполнения. А вычисления в среде клиента объединяют в себе технологии виртуализации десктопов, приложений и мобильных устройств. Корпорация IBM, обладающая одной из самых богатых в ИТ-отрасли линеек программных продуктов (Lotus, WebSphere, Tivoli, Rational и средства Information Management), способна предоставить инструменты для решения задач такого рода. И прошедшая конференция стала еще одним тому свидетельством.
Но работа с информацией как с неким единым активом нуждается в более общем надзоре и контроле. Об этом напомнил директор IBM USA по управлению информацией Химаншу Десаи, который рассказал об анонсированной IBM месяц назад стратегии Information Governance. На русский Governance и Management зачастую переводятся одинаково, как управление. По-видимому, и в английском оригинале с точки зрения интерпретации столь похожих терминов есть проблемы. Неспроста Химаншу Десаи начал с определения: “Information Governance — это политика и процессы, которые необходимо применять для того, чтобы обеспечить доступ к циркулирующим в компании потокам информации непротиворечивым и контролируемым образом”. Докладчик предложил для наглядности использовать метафору информационной цепочки поставок, действующей внутри предприятия. На входе ее находятся самые разные источники сырых данных. После прохождения через цепочку, дополнительной обработки и консолидации всех этих данных в том или ином контексте данные превращаются в информацию. Ценность информации, полученной таким образом, как правило, значительно выше по сравнению с исходными данными. Так вот, самой этой цепочкой тоже нужно как-то управлять.
Трудно избавиться от ощущения, что в столь общей формулировке многие тезисы обсуждались и прежде. Что нового в этой стратегии? Какие продукты предлагает IBM для ее реализации? С этими вопросами я обратился к Химаншу Десаи. “Действительно, для IBM подобная концепция не есть что-то совершенно новое, — согласился г-н Десаи. — Еще в 2005 г. мы создали совет IBM Information Governance Council, в который входили 50 наших самых крупных клиентов в лице их исполнительных, финансовых и технических директоров. В феврале нынешнего года мы представили три новых инициативы и поддерживающие их продукты. Это IBM InfoSphere Business Information Monitor — наш новый продукт, который был создан на основе ПО, приобретенного вместе с компанией Guardium. Он позволяет находить “разрывы” в упомянутой мною информационной цепочке поставок (отсутствие или недостоверность отдельных элементов). Сейчас данный продукт находится на стадии предварительного ознакомления (technology preview), предшествующей бета-тестированию.
Следующее новое решение — Optim Data Redaction — позволяет избирательно предоставлять пользователю, работающему с конфиденциальным документом или формой, только ту информацию, доступ к которой ему разрешен и действительно необходим. Все остальные части документа будут от этого пользователя скрыты. Представьте себе банк, определяющий в процессе кредитования кредитный рейтинг заемщика. Этот рейтинг должен быть доступен менеджеру, санкционирующему кредит, но о нем ничего не должен знать рядовой операционист. Важно, что скрытие той или иной информации осуществляется динамически на основе анализа текущей ситуации. Совершенно очевидно, что Optim Data Redaction может применяться и для защиты персональных данных.
И наконец, появился комплекс услуг по оценке состояния политики управления информацией и реализации этой политики в той или иной компании. Подобные услуги предлагаются специальным центром компетенции Information Governance Center of Excellence, созданном в рамках подразделения IBM Global Business Services”.
Разумеется, на конференции шла речь и о традиционных хорошо известных на нашем рынке продуктах, таких как СУБД DB2. Как известно, компания “1С” недавно расширила список СУБД, поддерживаемых в ее платформе “1С: Предприятие”, включив в него и IBM DB2. О любопытном факте, связанном с этим событием, сообщил Леонид Алтухов. Для того чтобы такая поддержка не потребовала внесения существенных изменений в код “1С: Предприятия”, корпорация внесла некоторые коррективы в базовую версию DB2 9.7. По словам Леонида Алтухова, такая практика носит эксклюзивный характер и применяется IBM в тех случаях, когда соответствующее бизнес-приложение является ключевым на том или ином региональном рынке.