Федеральное казначейство (ФК), которое, как известно, занимается операциями, связанными с исполнением федерального бюджета, пять лет назад выделилось в отдельную федеральную службу из состава Министерства финансов, где ранее оно было одним из департаментов. До этого момента отдельной деятельности по автоматизации казначейства не было, а шла работа в рамках автоматизации самого министерства, причём автоматизация казначейства стояла не на первом месте.
Как рассказал Алексей Попов, первый заместитель руководителя Федерального казначейства, автоматизация ФК напрямую связана с повышением результативности и эффективности его работы. Следует отметить, что ФК — идеальная структура для внедрения ИТ, поскольку ИТ возможны лишь там, где есть порядок. Казначейство — по сути своей большой банк, который обслуживает бюджетные учреждения. Поэтому большинство процедур, реализуемых ФК, просты, понятны и регламентированы. Все сотрудники, несмотря на большую территориальную сеть, работают по прозрачным правилам. Так что можно быстро увидеть результат от внедрения автоматизированных систем.
Казначейство в каждом регионе РФ представлено Управлениями ФК (УФК по субъекту РФ), расположенными в столицах субъекта, и отделениями ФК в каждом районе региона, подчинёнными данному Управлению. Обычно в регионе насчитывается 40—60 офисов отделений ФК. До внедрения Автоматизированной системы Федерального казначейства (АС ФК) в них была автоматизация, но каждый офис работал сам по себе: обрабатывал свои данные и отправлял отчётную информацию наверх. В старой системе бизнес-процессы не были жёстко регламентированы. Блоки системы были связаны между собой, но не как в ERP-системе, а какими-то обменами данных. Единого технологического цикла прохождения документа не было. С внедрением АС ФК весь документопоток был увязан в одной базе данных. Теперь отделения ФК не держат базы данных у себя, а через каналы связи работают с единой БД Управления, т. е. вместо сорока систем с пятьюдесятью пользователями каждая стала одна с 2000 пользователей. Поскольку запуск в промышленную эксплуатацию создал прецедент для других регионов, это существенно облегчает тиражирование.
За 2009 г. в четырёх пилотных регионах РФ (Владимирская, Самарская, Саратовская и Ульяновская области) были подготовлены к запуску с 1 января 2010-го в промышленную эксплуатацию автоматизированных систем Федерального казначейства. Новая система, без затей именуемая АС ФК, представляет собой ERP-систему на базе Oracle E-Business Suite. Для систем такого рода, по мнению г-на Попова, самый сложный этап — перевод из опытной эксплуатации в промышленную, когда были пройдены основные риски. Следующий непростой этап — тиражирование системы по остальным регионам. До этого времени исполнитель проекта должен провести доработки, устранить все замечания и ошибки. Согласно отчёту, подготовленному ФК к расширенному заседанию Коллегии Казначейства, которое прошло 17 февраля, за прошлый год было осуществлено 2192 функциональных доработки и устранено 17 129 замечаний (97% от числа обнаруженных) в прикладном ПО этой системы.
Основная ценность АС ФК заключена в тех данных, которые в ней хранятся. Ежедневно в информационных системах ФК обрабатывается более одного миллиона операций по исполнению бюджетов всех уровней бюджетной системы. Накапливаются громадные объёмы данных. Они могут быть выгружены из хранилища любому министерству — в этом плане данные оперативно доступны и открыты. Имеется система визуализации, обеспечивающая просмотр и анализ базовых и ключевых показателей, формирование отчётности, а также АРМы руководителей различных уровней.
Всего оснащению системами инженерного обеспечения (СИО) в рамках проекта по модернизации ФК подлежат 2250 объектов ФК. В состав СИО входят подсистема информационных коммуникаций (СКС, телефонная связь, ЛВС), подсистема энергоснабжения (обеспечение бесперебойного электропитания, дизель-генераторная установка), система кондиционирования и автоматизации и подсистема безопасности (пожарная сигнализация, контроль доступа, система пожаротушения и т. п.).
Результатом внедрения ИТ явилось то, что ФК за последние пять лет реализует много новых функций без существенного увеличения численности сотрудников, улучшаются условия для клиентов и повышается эффективность работы. Последнее выражается в том, что ФК готово брать на себя новые задачи. Обычно орган исполнительной власти либо этого не делает, говоря, что и своих задач достаточно, либо просит существенного дополнительного финансирования, увеличения штата и т. п. На предложение министра финансов построить единую систему управления финансами страны, т. е. выполнить задачу, которая пока не прописана в полномочиях Федерального казначейства, оно откликнулось и готово взять на себя эту работу без подобных требований.