Предлагаем вашему вниманию итоги опроса читателей PC Week/RE “Биометрические технологии в корпоративном сегменте”. Данный опрос в определенной степени был инициирован аналитическими отчетами, свидетельствующими о том, что в мире биометрические методы идентификации личности стремительно набирают популярность. Итоги одного из таких отчетов приведены на диаграмме 1. Еще быстрее (примерно на 25,5% в год) растет рынок биометрических технологий в странах EMEA. Если в 2008 г. в данном регионе этот рынок составлял 216,1 млн. евро, то к 2015-му он, по прогнозам аналитической компании Frost & Sullivan, должен достигнуть 1,058 млрд. евро.

Можно предположить, что в связи с недавними трагическими событиями в Москве и Кизляре в нашей стране интерес к компьютеризированным системам биометрической идентификации личности (зачастую они являются частью комплексной системы обеспечения безопасности того или иного объекта) существенно возрастет. Особенно со стороны силовых структур и правоохранительных органов. В настоящее время в мире на системы биометрической идентификации личности для такого рода структур (их обычно обозначают термином AFIS/Livescan — см. врезку “Два класса “пальчиковых” систем” и диаграмму 2) приходится свыше трети мировых продаж данных систем.

Для правильной интерпретации результатов опроса полезно иметь в виду распределение респондентов по масштабам организаций, которые они представляют. Так, основная масса участников опроса (32,5%) работает в компаниях, насчитывающих от 101 до 500 автоматизированных рабочих мест. Доля представителей компаний, насчитывающих свыше 500 автоматизированных рабочих мест, составляет 18,6%, от 26 до 50 мест — 17,45%, от 6 до 25 мест — 15,15%, от 51 до 100 мест — 12,8% и менее 6 мест — 3,5%.

Один из итогов нашего опроса состоит в следующем: 77,8% респондентов сообщили, что их компании не планируют использовать биометрические технологии для идентификации своих сотрудников или для иных целей. При этом основная причина “непланирования” (см. диаграмму 3) заключается в том, что у их предприятий или учреждений нет проблемы быстрой, недорогой и надежной идентификации сотрудников или посетителей. Вдвое реже встречался ответ “Биометрические технологии слишком дороги” и еще вдвое реже — “Мы не верим в надежность биометрических технологий”. Забегая вперед, отметим, что такой расклад причин “непланирования” биометрических систем очень радует их поставщиков, так как, по их оценкам, совсем недавно доля неверящих в надежность биометрических технологий в нашей стране была значительно выше.

Среди тех респондентов, предприятия которых применяют или планируют применять биометрические технологии, наибольшей популярностью пользуется технология идентификации личности по отпечаткам пальцев (см. диаграмму 4). Далее (в порядке убывания популярности) следуют такие технологии: по радужной оболочке глаза, по голосу с использованием контрольных фонограмм, комбинированные технологии и технологии идентификации по 3D-фотографии.

Мнения экспертов и аналитиков

Популярность и широкая распространенность “пальчиковых” технологий ожидаема и неудивительна. Так, например, по подсчетам одной только компании “Биолинк Солюшенс”, выпускаемую ею “пальчиковую” систему учета рабочего времени и контроля доступа ныне применяют более 1,5 тыс. отечественных предприятий и учреждений.

Но интересна не столько статика, сколько динамика. “Если сопоставить темпы, которыми шло распространение биометрических технологий в нашей стране, скажем, еще три-четыре года назад, и нынешнюю ситуацию, то налицо существенное ускорение, — говорит главный редактор портала Biometrics.Ru Игорь Лукашов. — По-видимому, уже через несколько лет для подобных подсчетов придется перейти на новый масштаб — в десятки тысяч компаний. Важно отметить, что тенденции развития биометрического рынка в России соответствуют общемировым”. О том, как выглядят эти общемировые тенденции, можно судить по диаграмме 5, на которой отображены оценки Opus Research. Данная диаграмма была продемонстрирована компанией “Центр речевых технологий” (ЦРТ) на недавней конференции “Опыт использования биометрических технологий на объектах разного назначения”.

Впрочем, с шириной клиновидных полосок на диаграмме 5 согласны не все. Сторонники других биометрических технологий утверждают, что одна из сфер деятельности Opus Research — продвижение систем биометрической идентификации по голосу, поэтому к оценкам данной компании следует подходить с большой осторожностью. На их взгляд, более объективные оценки рынка биометрических технологий в настоящем и будущем дает Acuity Market Intelligence (см. диаграмму 2). Из этой диаграммы следует, что по масштабам внедрения “пальчиковые” технологии еще долго будут занимать доминирующее положение на мировом рынке систем биометрической идентификации.

В то же время и некоторые другие системы развиваются достаточно бурно. Так, например, предполагается, что в 2017-м доля Vein-методов (см. врезку“ Рисунок вен на ладони не меняется с двухлетнего возраста”) на мировом рынке средств биометрии увеличится по сравнению с минувшим годом более чем вдвое: c 2,67 до 5,77%. Примерно такие же темпы роста предсказываются продажам систем идентификации личности по радужной оболочке глаза (с 7,98 до 18,78%), по голосу (с 2,15 до 5,49%) и по подписи (с 0,67 до 1,57%). А вот доля “пальчиковых” технологий — что в сегменте Fingerprint, что в сегменте AFIS/Livescan — несколько уменьшится.

В “Биолинк Солюшенс” прогнозы Acuity Market Intelligence в отношении доли “пальчиковых” технологий комментируют следующим образом: “Согласно оценкам той же Acuity Market Intelligence, в период с 2009 по 2017 гг. мировой объем продаж “пальчиковых” систем вырастет более чем в три раза — с 1,81 до 5,67 млрд. долл. Что же касается доли “пальчиковых” решений на мировом рынке систем биометрической идентификации, то ее сокращение аналитики прогнозировали и раньше. Но по факту она не уменьшилась, а лишь увеличивалась”.

Комментарии респондентов

Однако вернемся к итогам нашего опроса. “Мы собираемся использовать оптический сканер отпечатков пальцев в системах контроля доступа и учета рабочего времени, разрабатываемых нашим предприятием, — говорит один из участников нашего опроса, ведущий инженер ЗАО “Эскорт-Центр” Виктор Папонов. — Выбор данной технологии сделан на основе анализа тактико-технических требований к алгоритмам прохода на объектах наших заказчиков. Кроме того, нами был учтен большой опыт применения технологий идентификации по форме руки в устройствах типа HandKey”. Опыт у данного ЗАО, надо полагать, и в самом деле немалый. Оно существует с 1991 г., объединяет около тысячи специалистов из десятка городов нашей страны и занимается созданием интегрированных систем безопасности крупных объектов “под ключ”.

Как известно, в случае идентификации личности по отпечатку пальца возможны два вида ошибок: FRR (False Rejection Rate, система не узнает предъявленный ей “правильный” палец) и FAR (False Acceptance Rate, “чужой” палец принимает за “свой”). Эксперты “Биолинк Солюшенс” утверждают, что при использовании современных сканеров отпечатков пальцев вероятность ошибки второго рода составляет 10-9 (т. е. в среднем одна ошибка на миллиард сканирований), а вероятность ошибки первого рода составляет 10-4 (в среднем одна ошибка на 10 тыс. случаев). Впрочем, если система распознавания не узнала вас с первого раза (обычно это происходит, если вы приложили палец к сканеру не очень аккуратно) то вы можете повторить попытку.

“Вероятности ошибок первого и второго рода в оптических сканерах отпечатков пальцев имеют широкий диапазон настроек, большое значение также имеют условия эксплуатации, — поясняет г-н Папонов. — Поэтому к разного рода цифрам, приводимым поставщиками решений, надо относиться критически. Как правило, на объектах наших заказчиков оптические сканеры отпечатков пальцев используются для идентификации не в режиме 1:N, а в режиме 1:1 с дополнительным идентификатором по коду или карте, что сильно уменьшает вероятность разного рода ошибок”.

Привлекают “пальчиковые” технологии и концерн “Моринформсистема-Агат”, который объединил основные предприятия, формирующие практически весь спектр интеллектуальной начинки отечественных кораблей и подводных лодок. “Данные биометрические технологии мы планируем применять для защиты информации и контроля рабочего времени сотрудников”, — сказал заместитель главного конструктора концерна Василий Синько. Положили глаз на “пальчиковую” технологию и в НПО “Магистраль-Инжиниринг”. “Мы планируем использовать данную технологию для контроля физического доступа в здания и помещения”, — сообщил нам ведущий инженер этого НПО Василий Лузин.

Примерно такой же ответ поступил к нам из компании “Защита сетей” (NetSecret). “В будущем мы собираемся применять эту технологию для контроля физического доступа в здания и помещения, а также для учета рабочего времени сотрудников”, — отметил сотрудник коммерческого департамента NetSecret Дмитрий Мисурагин.

Как уже отмечалось, среди наших респондентов второй по популярности биометрической технологией является технология идентификации человека по радужной оболочке глаза. Ее называли как в качестве наиболее предпочитаемой технологии, так и в качестве одного из вариантов выбора. Судя по оценкам Acuity Market Intelligence (диаграмма 2), в настоящее время в мире объемы продаж систем, использующих данную технологию, занимают в соответствующем рейтинге четвертую строчку, уступая идентификации по форме лица, но превосходя по популярности методы идентификации по рисунку вен. Однако предполагается, что к 2017 г. популярность “радужной” технологии уступит лишь популярности “пальчиковых” методов. Поэтому можно сказать, что предпочтения наших респондентов опережают нынешнее время примерно лет на семь.

Согласно итогам нашего опроса, третье место по популярности заняли методы идентификации человека по голосу. Один из энтузиастов этой технологии — педагог информатики муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей (МОУДОД) “Станция юных техников” (г. Ступино Московской области) Дмитрий Баринов. Он же выполняет в данном МОУДОД функции сервисного инженера и всегда руководствуется принципом “Хочешь сделать хорошо — сделай сам”. Г-н Баринов использует данную технологию при проведении практических лабораторных занятий со своими учениками по курсу информатики в школах (согласно официально одобренному учебнику Н. Д. Угриновича для 11-х классов “Информатика и ИКТ”). “В данной технологии очень привлекает доступность периферии, — говорит Дмитрий Баринов. — А это немаловажно в условиях кризиса, который, как мне кажется, только углубляется, особенно для бюджетных организаций муниципального уровня”.

Разумеется, методы идентификации человека по голосу применяются не только на станциях юных техников. “В настоящее время по всему миру инструментарием голосовой биометрии нашего производства оснащены порядка тысячи криминалистических лабораторий, — сообщил маркетолог-аналитик ЦРТ Сергей Дусеев. — Среди них есть как автоматические системы, так и системы поддержки принятия решений для экспертов. Эту область деятельности традиционно называют биометрической голосовой идентификацией. Постепенно наша компания начинает осваивать рынок транзакционной голосовой аутентификации. Начало продаж своих решений в этой области для контакт-центров банков, операторов связи, страховых компаний, торговых организаций и других коммерческих предприятий ЦРТ планирует начать уже в нынешнем году. Потенциал данного рынка достаточно велик. В мире, по подсчетам Frost & Sullivan, в 2010 г. он составит порядка 110,5 млн. долл., а в 2011-м — 169,2 млн. долл. Емкость российского рынка систем транзакционной голосовой аутентификации мы оцениваем на уровне 5—7 млн. долл. (в 2010 г.). В дальнейшем он будет расти примерно на 50—70% в год. Этот рынок является частью рынка голосовой верификации. По оценкам Frost & Sullivan, в 2010 г. объем мирового рынка голосовой верификации достигнет примерно 356,4 млн. долл., а в 2011-м — 533,7 млн. долл.”.

Рисунок вен на ладони не меняется с двухлетнего возраста

Словом Vein (его буквальное значение “кровеносный сосуд”) в зарубежных публикациях обозначают методы идентификации личности по рисунку вен. В настоящее время на рынке эти методы представлены двумя конкурирующими технологиями: идентификацией по рисунку вен на ладони и идентификацией по рисунку вен на пальце. В обоих случаях сканирование соответствующей части тела осуществляется в инфракрасном диапазоне. Кровь, идущая по венам, бедна кислородом и поглощает ИК-лучи, а остальные участки ладони (или пальца) эти лучи отражают.

Игорь Лукашов, главный редактор портала Biometrics.Ru

Почти 10% наших респондентов упомянули метод идентификации человека по 3D-фотографии. В нашей стране самое масштабное внедрение этого метода (соответствующая база данных хранит определенным образом организованные сведения о внешнем виде головы примерно тысячи человек штатного персонала) реализовано в Реставрационно-хранительском центре Государственного Эрмитажа. “Эта система в сочетании с другими методами контроля физического доступа в помещения Эрмитажа обеспечивает высокий уровень безопасности музейного хранилища, а также уменьшает возможность противоправных действий, — убежден заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа Алексей Богданов. — Однако у нескольких наших сотрудников существует некий психологический барьер: ну не хотят они, чтобы где-то хранилось 3D-изображение их головы! И мы, находясь в рамках закона, ничего не можем с ними поделать. Поэтому они проходят на свои рабочие места по традиционному пропуску. В то же время за год эксплуатации данная система — она нечувствительна к повороту головы, а также к наличию у сотрудника бороды, усов, очков, головного убора и т. д. — продемонстрировала исключительную эффективность. Да, бывают крайне редкие ситуации, когда эта система с первого раза не узнает нашего сотрудника (распознавание производится за то короткое время, пока человек идет от входной двери до турникета), но ни разу не было случая, чтобы эта система пропустила чужого”. По словам Алексея Богданова, на введение в базу данных 3D-фотографии головы сотрудника и сведений о его привилегиях уходит примерно три минуты.

Какая же технология биометрической идентификации лучше? “Так нельзя ставить вопрос, — считает заместитель руководителя департамента ФГУП НИИ “Восход” Виктор Бурдаков. — Всё зависит от конкретной области применения. К примеру, идентификацию личности в полной темноте (если в этом есть необходимость), наверное, лучше осуществлять по голосу, а применение методик, использующих отпечатки пальцев, 3D-фотографии или уникальный рисунок радужной оболочки глаза перспективно в избирательных технологиях, при изготовлении документов, удостоверяющих личность, и в ряде других случаев”.

Перспективы

Согласно диаграмме 1, в 2009 г. мировой рынок биометрической индустрии составил 2,584 млрд. долл. Многих интересует вопрос, какая часть этой суммы пришлась на Россию? И что будет с долей нашей страны в этом сегменте рынка в будущем?

“По всей видимости, доля России примерно такая же, как и в других наукоемких отраслях: 1—2% от мировых показателей, — считает Игорь Лукашов. — Но здесь есть нюансы. С одной стороны, биометрические системы в России сейчас обходятся гораздо дешевле, чем, к примеру, в США. Так, округ Ольстер (штат Нью-Йорк) за внедрение и годовое сопровождение биометрической системы, учитывающей рабочее время двух тысяч муниципальных служащих и идентифицирующей пользователей по отпечаткам пальцев, заплатит 400 тыс. долл. Стоимость же отечественной системы BioTime на две тысячи пользователей с годовой поддержкой в зависимости от комплектации не превысит 15 тыс. долл. Можно, конечно, предположить, что в штате Нью-Йорк в упомянутую стоимость вошли и цены аппаратной платформы (рабочих станций, серверов и т. д.), но всё равно разница получается очень большой. Так что отечественным потребителям следует поторопиться, пока биометрический рынок по своим тенденциям и ценам не приблизился, скажем, к рынку топлива (ни для кого ведь не секрет, что цены на бензин у нас и в США сопоставимы). С другой стороны, если в том или ином виде будут реализованы инициативы российских силовиков о формировании общенациональной базы биометрических данных (а после трагических событий в Москве и Кизляре эти предложения уже не кажутся несвоевременными), то Россия будет способна быстро увеличить свою долю в общем объеме мирового биометрического рынка”.

Два класса “пальчиковых” систем

Аналитики разделяют системы идентификации личности по отпечаткам пальцев на два класса — AFIS (Automatic Fingerprint Identification Systems) и Fingerprint.

AFIS применяют силовые структуры и правоохранительные органы. При этом используются отпечатки пальцев, изначально полученные с помощью бумаги и красящего вещества (впоследствии эти отпечатки сканируются и переводятся в электронный вид). Поиск по базе данных отпечатков проводится автоматически, но окончательное решение принимает эксперт. Разновидность этих систем — AFIS/Livescan — предполагает сканирование отпечатков пальцев с использованием электронных устройств.

Системы Fingerprint применяют различные “несиловые” государственные и коммерческие организации. В них используется только электронное сканирование, а собственно отпечатки пальцев нигде не хранятся (в базе данных хранятся лишь цифровые модели).

Игорь Лукашов, главный редактор портала Biometrics.Ru