То, что внедрение электронного документооборота в органах государственной власти (особенно если речь идет о территориально-распределенных структурах) — весьма длительный процесс, который способен длиться годами по вполне объективным причинам, сегодня ясно практически каждому. Поэтому крайне важно, когда при подведении промежуточных итогов такого проекта его участники способны не просто констатировать перманентность рабочего процесса, но и достаточно детально отчитаться в том, что конкретно было сделано в каждый из временных интервалов и обозначить четкую перспективу на ближайшее будущее.
По всей видимости, правительству Самарской области в данном разрезе есть что сказать по существу — ее отчет по итогам 2009 г. вполне можно считать показательным.
Работы по внедрению автоматизированной информационной системы документооборота и делопроизводства (АИС ДД), созданной на основе универсального продукта CompanyMedia, разработанного компанией “ИнтерТраст”, начались еще в 2003 г. Основными задачами проекта тогда были определены увеличение скорости создания, согласования и распространения управленческих документов, налаживание оперативного взаимодействия сотрудников и обеспечение строгого контроля исполнения постановлений и распоряжений губернатора и правительства области.
Первые внедрения состоялись в том же 2003 г., но в дальнейшем система активно развивалась и совершенствовалась. Как отмечает руководитель управления формирования электронного правительства Самарской области Станислав Казарин, проект осуществляется поэтапно. Сначала к системе присоединялись ключевые подразделения ведомств (фрагменты аппарата правительства, канцелярии в министерствах и т. д.), а уже потом структуры целиком.
Наполнение работ каждого календарного года складывалось из финансовых возможностей правительства. А увеличение функционала в системе всегда происходило от назревших потребностей наиболее важных пользователей. То есть, как подчеркивают в управлении, рабочая группа проекта стремилась к предельно оперативному отклику на возникающие пожелания чиновников.
По словам г-на Казарина, в ретроспективе наиболее активными с точки зрения внедрения системы были 2004 г. (стопроцентный охват контрольных функций аппарата правительства), 2006-й (подключение более чем 500 пользователей — система становится необходимой и обязательной для использования) и 2008-й (реализация работы с образами документов в ключевых министерствах). По итогам 2009 г. к автоматизированной системе правительства Самарской области подключены 23 ведомства из 26 при стопроцентном охвате муниципальных районов. Ее активными пользователями в настоящий момент являются 1060 человек.
По данным компании “ПрофИС” (“Профессиональные информационные системы”), являющейся бизнес-партнером “ИнтерТраста” в Приволжском федеральном округе, за 2009 г. в системе было обработано 10 492 договоров, 266 807 входящих, 45 108 исходящих, 26 594 организационно-распорядительных и 193 501 внутренних документа. В компании уверяют, что в 2010 г. объем обрабатываемой информации превысит 1 млн. наименований.
По оценкам генерального директора “ПрофИС” Андрея Измалкина, в целом внедрение автоматизированной системы, по сути, явилось первым межведомственным проектом правительства, в живую затрагивающим общие информационные потоки. И сейчас именно наличие централизованной системы документооборота позволило говорить о том, что имеется инфраструктурный базис для создания так называемого “электронного правительства” (на региональном уровне).
Рассуждая о причинах выбора для автоматизации документооборота и делопроизводства именно системы CompanyMedia, г-н Казарин отмечает ее масштабируемость и устойчивость — она очень хорошо ложится на межведомственные взаимодействия и отношения. Так или иначе, данная система уже успешно прошла проверку временем и к настоящему моменту, выражаясь языком чиновников, определена как базовый транспорт для документопотоков при оказании госуслуг в электронном виде в Самарской области. Проще говоря, электронное правительство в регионе и дальше будет формироваться именно на ее основе.
Уже в нынешнем году планируется полное включение образов всех документов, запуск регионального удостоверяющего центра, утверждение регламентов и полноценное внедрение электронной цифровой подписи.
К слову сказать, вышеупомянутое электронное правительство помимо закрытого внутреннего контура (локальной сети), по которому взаимодействуют чиновники, подразумевает также наличие контура внешнего — для общения госорганов с гражданами. О перспективах использования на этом уровне решений “ИнтерТраста” г-н Казарин говорит достаточно осторожно. С его слов, внешний контур в настоящий момент уже частично реализован в рамках специализированного интернет-портала, а применение интересных разработок компании — “не исключено”.
В то же время, по уверению г-на Казарина, сейчас с особым интересом рассматриваются новейшие разработки компании, которые интегрируют электронное перо и позволяют первым лицам области полностью перейти на электронные документы.
Что касается общих планов “ИнтерТраста” по совершенствованию его продукта, то, как уверяют в компании, дальнейшее развитие системы CompanyMedia планируется в направлении повышения ее функциональности, надежности и производительности. Предполагается расширение поддерживаемых бизнес-моделей в направлении объединения концепций регламентированного документооборота в рамках формальных бизнес-процессов и неформального взаимодействия сотрудников.