Кризис негативно отразился на рынке САПР/PLM из-за спада в производственном секторе. Но поставщики ПО продолжают инвестировать в разработку и запускать новые бизнес-инициативы, чтобы переломить ситуацию и возродить былой подъем. Так, Dassault Systemes (DS) завершила сделку по покупке PLM-подразделения IBM, объявленную в прошлом году и надеется, что этот шаг подстегнет рост продаж. Компания также возлагает надежды на свою новую платформу PLM V6, которая уже внедряется в автомобильной и других отраслях.
В результате приобретения PLM-бизнеса IBM все контракты Голубого гиганта достаются DS. А ведь речь идет о крупных проектах, поскольку клиентами IBM являются ведущие международные корпорации, такие как Airbus, Daimler и др. Дело в том, что с момента создания компании DS в 1981 г. продажами ее САПР CATIA эксклюзивно занималась IBM. Это было выгодно обеим сторонам. Правда, IBM передала DS свои партнерский PLM-бизнес еще три-четыре года назад, но продолжала работать с прямыми клиентами.
Теперь более 700 специалистов IBM, занимавшихся продажами, внедрением и маркетингом в области PLM, перешли в DS, в основном в подразделение по работе с ключевыми заказчиками, что также планируется и в России.
По словам главы российского офиса DS Лорана Вальроффа, главная деятельность DS — не внедрение, а разработка ПО. Ведь более 80% дохода компания получает от продажи лицензий. Но в 2009-м оборот сократился на 6% до 1,25 млрд. евро, а прибыли упала на 15% до 150 млн. евро. Руководство DS надеется, что сделка с IBM позволит вернуть рост. Как рассказал Лоран Вальрофф, в последнее время продажи продуктов DS приносили порядка 1 млрд. долл. в год, которые примерно поровну делились между DS и IBM. Теперь все достанется DS. Но IBM тоже не останется внакладе. Корпорация не только получила 600 млн. долл. от этой сделки, но и сохранила сервисные PLM-контракты, так как продолжает оставаться партнером DS.
Более того, DS и IBM анонсировали некоторые шаги в своих партнерских отношениях, в частности, DS становится IBM Global Alliance Partner. Это существенно расширяет партнерские отношения между DS и IBM по сравнению с уже имеющимися договоренностями. Обе компании намерены укреплять и расширять свое сотрудничество в шести ключевых областях: бизнес услуги, облачные вычисления, промежуточное программное обеспечение, гибкие системы финансирования, аппаратные средства, продажи и дистрибуция. Продажей и поддержкой решений будет заниматься DS.
В России, как и во всем мире, финансовые результаты DS в 2009-м оказались хуже, чем годом ранее. “Спад был связан с тем, что лишь немногие организации смогли утвердить запланированный бюджет на проекты”, — сказал Лоран Вальрофф и добавил, что в этом году планируется вернуться примерно на уровень 2008-го (самого успешного года для российского подразделения DS). По его словам, сейчас появились реальные перспективы, так как предприятия проявляют больше готовности к новым проектам, чем год назад. Одной из таких перспективных отраслей является отечественное автомобилестроение.
Так, “АвтоВАЗ” разрабатывает план модернизации ПО для повышения конкурентоспособности, рассказал Лоран Вальрофф. Предприятие — давний клиент DS. Конструкторский отдел использует САПР CATIA с начала 1990-х, а несколько лет назад перешел на версию V5, увеличив число лицензий более чем на 50%. Сегодня CATIA применяется для дизайна новых моделей и разработки цифрового макета автомобиля, включая кузов, силовой агрегат, интерьер, электрооборудование и другие системы.
Нынешняя задача состоит в создании унифицированной PLM-системы, которой смогут пользоваться конструкторский, производственный, маркетинговый и другие отделы. “Мы предлагаем единую платформу нашим автомобильным заказчикам для создания общей среды, в которой можно будет проектировать модели и производственные процессы, передавать их технологам, осуществлять взаимодействие между разными отделами”, — рассказал г-н Вальрофф.
Возможно, для “АвтоВАЗа” катализатором к такой масштабной модернизации станет сотрудничество с французской компанией Renault, которой принадлежит 25% российского автомобильного гиганта. Предполагается, что “АвтоВАЗ” будет производить автомобили по моделям Renault, доработанным в соответствие с отечественными техническими параметрами. Для такого обмена данными потребуется единая информационная среда. Но сейчас Renault активно внедряет новую PLM-платформу V6. “Это — первый клиент DS, который переходит на V6. Проект начался в прошлом году, а в этом июне уже начнется эксплуатация системы и появится первая модель автомобиля, полностью разработанная в V6”, — сказал Лоран Вальрофф. Так что не исключено, что задача взаимодействия с Renault подстегнет “АвтоВАЗ” к переходу на V6.
Тем более что и другие автопроизводители смотрят в сторону V6. Так недавно компания BMW заключила с DS стратегическое соглашение сроком на пять лет, в рамках которого собирается оценить возможные пути плавного перехода на V6 для всех своих программ разработки автомобилей.
Но продукты DS используют не только гиганты автопрома. Например, системы CATIA и SolidWorks применяет российская компания Marussia Motors, которая разрабатывает первый отечественный спортивный автомобиль и первый внедорожник. По словам представителя компании, благодаря проектированию с помощью 3D-технологии удалось ускорить создание автомобиля и удешевить процесс производства за счет почти полного отказа от бумажных технологий. Так, проект автомобиля был представлен в конце 2008-го, а скоро на выставке в Монако будут показаны две модели Marussia с новыми моторами, пройдет их тест-драйв для первых клиентов, а в мае начнется прием заказов.
Правда, у автопроизводителей случаются и проблемы. Достаточно вспомнить, какой широкий резонанс недавно вызвали неполадки с педалью газа в некоторых автомобилях компании Toyota. Но Лоран Вальрофф считает, что сбой вызван организационными проблемами: “Toyota сейчас разбирается со своими процессами производства и проектирования. Компания использует много разных программных продуктов, но не обвиняет в неполадках ни нас, ни других поставщиков ПО”.
Несмотря на кризис, автомобильная отрасль продолжает инвестировать в проектирование. Это — важно для DS, так как 30% дохода компания получает от этой отрасли. И хотя в прошлом году убытки Renault достигли 3 млрд. евро, компания все равно переходит на V6. “Это характерно для западных компаний — несмотря на спад, они продолжают инвестировать в будущее, — сказал г-н Вальрофф. — Такой подход сильно отличает Запад от России. Здесь заказчики считают, что раз прибыли нет, то нельзя и инвестировать”.