Корпорация Microsoft объявила о выходе окончательных версий (Release to manufacturing RTM) своих новых продуктов Microsoft Office 2010, Share Point 2010, Visio 2010 и Project 2010, которые отправлены в производство и стали доступными для производителей ПК. Официальная церемония запуска этого ПО состоится 12 мая в Нью-Йорке (США), но уже с 27 апреля корпоративные заказчики, владеющие лицензиями Software Assurance, смогут скачать нужные программы на Volume Licensing Service Center. Первого мая (в России — 16-го) начнутся поставки продуктов по схемам корпоративного лицензирования. Коробочные продукты в США будут доступны начиная с июня; ожидается, что в России они появятся лишь немногим позднее.
Выпуск этих продуктов — а речь идет фактически обо всем офисном семействе Microsoft (Exchange 2010 вышел в конце прошлого года, Communications Server 14 появится во второй половине нынешнего) — это, конечно же, событие номер один для корпорации, да и очень важное для ИТ-рынка в целом. Как известно, уже несколько лет направление Business Division (на Office приходится около 95% объема выручки) лидирует в структуре бизнеса Microsoft; по итогам последнего финансового года (окончился 30 июня 2009-го) на него пришлось 18,9 млрд. долл. дохода и 12,1 млрд. операционной прибыли (общий доход корпорации составил 58,4 млрд., а продажи настольных Windows — 14,7 млрд. долл.). Тем не менее, несмотря на первенство по финансовым показателям, нетрудно заметить, что PR-активность Microsoft в данном случае намного уступает тому, что мы могли наблюдать в прошлом году в преддверии выхода Windows 7. Впрочем, это вполне объяснимо.
Напомним, что предыдущая версия офисного семейства, 2007, вышла три года назад одновременно с Windows Vista. Судя по сделанным вскоре после этого заявлениям Редмонда, следующий выпуск настольной платформы также должен был состояться “парой” в 2010 г., но весьма сложная ситуация с продвижением новой ОС, усугубившаяся некстати нагрянувшим кризисом, заставила Microsoft резко сократить сроки подготовки Windows 7 и развернуть небывалую кампанию по ее продвижению.
Надо сказать, что Office 2007 также стал очень непростым этапом в жизни офисного семейства Microsoft: освоение многих его новшеств (в частности, качественно нового пользовательского интерфейса Ribbon) послужило заметным препятствием для перехода пользователей с предыдущих версий приложений. Тем не менее финансовые показатели продаж Office 2007 все эти годы были весьма стабильными и даже в кризис практически не упали. Принципиально важно и то, что активизация конкурентов в виде продуктов Open Source и онлайновых сервисов как раз три года назад не смогла сколь-нибудь заметно поколебать монопольное положение Microsoft Office на рынке. В этой ситуации особой потребности в ускорении выпуска версии 2010 не было. Тем более, что Редмонд предусмотрительно подстраховался, перепрыгнув “чертову дюжину” в нумерации офисного пакета и дав следующей версии рабочий номер 14.
В целом состав офисного семейства изменений не претерпел. Как и раньше, в него входит большой набор хорошо известных клиентских приложений, а также три серверные системы — Exchange, SharePoint и Communications, которые уже давно являются ключевыми инфраструктурными компонентами платформы Microsoft.
Наиболее заметное новшество Microsoft Office 2010 — ленточный интерфейс Ribbon во всех приложениях семейства (кроме Access). При этом изменился функционал кнопки Office Button, через которую теперь открывается представление Backstage View, включающее доступ к выполнению самых распространенных задач и к наиболее часто используемой информации. Приложения Office 2010 позволяют организовать совместную работу через рабочую область SharePoint. В составе Outlook появилось средство Social Connector, с помощью которого пользователи могут писать письма, имея при этом под рукой всю коммуникационную историю общения с адресатом.
Среди других многочисленных нововведений пакета можно отметить функцию предварительного просмотра вставок, режим работы с защищенными документами, новые шаблоны SmartArt, расширенное управление авторскими правами, а также наглядное представление данных с помощью функции “Инфокривые” (создание мини-диаграмм в пределах одной ячейки в Excel). Office 2010 поддерживает обновленный вариант стандарта ISO — ISO/IEC 29500:2008 — для форматов файлов Office Open XML (OOXML). При этом Microsoft обещает обеспечить работу своих приложений и с форматом OpenDocument Format (ODF) стандарта ISO/IEC 26300:2006.
Принципиальным новшеством Office 2010 стало появление в нем набора Office Web Apps — онлайновых, правда, облегченных вариантов наиболее популярных приложений (Word, PowerPoint, Excel и OneNote), с которыми можно работать почти через все популярные Web-браузеры — Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrome и Apple Safari (на этапе бета-тестирования этот список был в два раза короче), в том числе с различных мобильных устройств. Office Web Apps будет доступен как на бесплатной, так и на платной основе. Бесплатная версия предназначена для частных пользователей и будет включать 25 Гб объёма, а также интерфейс с баннерной рекламой. Файлы могут открываться для записи и чтения всем или некоторым пользователям. Бизнес-клиенты смогут работать с платным вариантом, который должен поддерживать также доступ SharePoint (он размещается на Microsoft Online Services или на сервере заказчика).
Office 2010 будет предлагаться в двух вариантах — для 32- и 64-разрядных Windows. Но по имеющимся на данный момент сведениям с Windows XP сможет работать только 32-разрядная версия пакета. Следует также сказать, что новая версия Office Mobile 2010 будет включена в состав Windows Mobile 6.5 и Windows Phone 7.
Решения Visio 2010 и Project 2010 традиционно будут поставляться только автономно (в разных редакциях), остальные офисные приложения будут доступны как в виде отдельных продуктов, так и объединенными пакетами (см. таблицу). Стартовый набор будет распространяться исключительно в предустановленном виде вместе с новыми компьютерами, в его состав войдут лишь Word и Excel, причем с усеченным функционалом и с демонстрацией рекламы в пользовательском интерфейсе. В некоторых документах Microsoft говорится, что для покупателей данный набор будет бесплатным, но чтобы проверить это утверждение, нужно изучить OEM-соглашение с поставщиком ПК.
Приложения InfoPath и SharePoint Workspace (прежнее название — Groove) будут включены только в составе корпоративных поставок. В эти же комплекты войдет средство Office Customization Tool, предназначенное для настройки процесса инсталляции пакетов Office 2010/2007 (оно заменило ранее существовавшие мастера Custom Installation Wizard и Custom Deployment Wizard).
Кроме стартового пользователи смогут приобрести в предустановленном виде на новом ПК и коробочные варианты пакетов Office 2010, которые затем активируются с помощью Product Key Card (карточка с серийным ключом). Однако следует иметь в виду, что такой “экономичный” вариант приобретения применим только для одной копии продукта на данном ПК. Напомним, что обычная коробочная лицензия позволяет устанавливать ПО на двух компьютерах — настольном и мобильном, а для издания “Для дома и учебы” — на трех ПК.
Приложения, цены, лицензии | Стартовый (Starter) | Для дома и учёбы | Для дома и дела | Стандартный | Профессиональный | Профессиональный академический | Профессиональный Плюс |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Тип лиценции | OEM | Retail | Retail | Volume | Retail | Academic | Volume |
Цена за коробочный продукт, долл.* | н/д | 119 | 199 | н/д | 349 | — | н/д |
Цена за Single Product key card, долл.* | н/д | 149 | 279 | н/д | 499 | 99 | н/д |
Excel | Starter Edition | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть |
Word | Starter Edition | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть |
OneNote | Нет | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть |
PowerPoint | Нет | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | TYcnm |
Outlook | Нет | Нет | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть |
Publisher | Нет | Нет | Нет | Есть | Есть | Есть | Есть |
Access | Нет | Нет | Нет | Нет | Есть | Есть | Есть |
Communicator | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Есть |
InfoPath | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Есть |
SharePoint Workspace (Groove) | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Есть |
Office Customization Tool | Нет | Нет | Нет | Есть | Нет | Нет | Есть |
*Приведены рекомендованные розничные цены для рынка США.