Минувший год для продавцов печатающих устройств в России сложился не самым удачным образом. По данным IDC, в 2009-м в нашу страну было завезено около 3 млн. устройств печати, что примерно на 30% ниже аналогичного показателя 2008-го, который, в свою очередь, был хуже 2007 г. на 16,4%.
Похожие цифры называют и аналитики из ITResearch. По их оценкам, в 2009 г. общий объем продаж принтеров и настольных МФУ в нашей стране составил 3,2 млн. штук, что почти на треть меньше, чем в 2008-м. При этом динамика рынка в начале и в конце года существенно различалась: если в первой его половине спад достигал 45%, то во второй — только 20%. В денежном выражении объем рынка уменьшился по сравнению с 2008 г. почти на 40%, составив 632 млн. долл. Хотя в целом по рынкам принтеров и настольных МФУ динамика оказалась почти одинаковой, в отдельных категориях устройств она различалась. Так, в лазерном сегменте продажи многофункциональных устройств сократились сильнее, чем принтеров, в то время как в струйном сегменте картина обратная: принтеры “пострадали” больше, чем МФУ. Единственными категориями устройств, продажи которых по сравнению с 2008 г. несколько возросли, оказались, по оценкам ITResearch, высокопроизводительные монохромные лазерные принтеры и МФУ.
В то же время, по данным IDC, в минувшем году лазерный сегмент российского рынка печатающих устройств пострадал сильнее струйного: если первый сократился на 31,4% (в штучном выражении и по сравнению с 2008 г.), то второй — лишь на 28%.
Представители одного из лидеров этого рынка, компании HP, динамику своих продаж в России не раскрывают, а ограничиваются лишь заявлениями качественного порядка. “По данным IDC, на начало 2009 г. прогнозировалось более сильное сокращение поставок в струйном (домашнем) сегменте по сравнению с корпоративным (лазерным), так как ожидалось, что пользователи домашних ПК (основная группа покупателей струйных принтеров) больше сократят свои расходы на печатную продукцию, чем корпоративные пользователи (покупатели лазерной продукции), — говорит руководитель отдела устройств лазерной печати и корпоративных решений подразделения устройств печати и цифровой обработки изображений “HP Россия” Игорь Пасюков. — Однако кризис скорректировал бюджет государственных заказчиков и крупных компаний в меньшую сторону, что способствовало замедлению роста в этом сегменте; спрос на дешевые струйные устройства остался прежним, а в сегменте SoHo был замечен рост спроса на струйные устройства. Прогнозировавшееся в России увеличение спроса на МФУ, рост спроса на аппараты для больших рабочих групп и развитие альтернативных схем продаж (аренда оборудования, постраничные контракты и т. д.), к сожалению, не состоялось, хотя имело место в других странах EMEA”.
Игорь Пасюков отмечает также, что в условиях кризиса в погоне за сиюминутным экономическим эффектом при выборе оборудования заказчики делают акцент не на общую стоимость владения, а на первоначальную цену устройства. Впрочем, такой же ход событий предсказывали и аналитики из IDC. Можно предположить, что в нашей стране подобный сценарий (приоритет стартовой цены перед общей стоимостью владения) усугубляется повсеместным “внедрением сверху” открытых электронных аукционов, где во главу угла ставится вполне определенная стоимость лота, а не непонятно как вычисляемая общая стоимость владения.
Что будет дальше? Согласно краткосрочным прогнозам IDC, в нашей стране в течение трех оставшихся кварталов объемы продаж устройств печати (в штучном выражении) будут постепенно нарастать и практически точно соответствовать поквартальным объемам продаж 2009-го. При этом во втором квартале нынешнего года этот объем будет несколько ниже, чем в первом (аналогичная картина наблюдалась и в 2009 г.).
Что касается долгосрочных прогнозов, то в нашей стране превышения уровня докризисных продаж как струйных, так и лазерных устройств (в штучном выражении и по отношению к благополучному 2007-му) аналитики из IDC ожидают лишь по итогам 2013 г. При этом в корпоративном сегменте основными движущими факторами развития рынка они считают длительный отложенный спрос и изношенность установленного парка оборудования.
Впрочем, прогнозы — дело исключительно неблагодарное. К примеру, предсказывали эксперты из IDC увеличение спроса на МФУ (устройства класса “всё в одном”), а эти прогнозы не сбылись. “На практике мы наблюдаем отказ от многофункциональности и доминирующий спрос на печатающие устройства, — говорит Игорь Пасюков. — Функция копирования мало кому нужна”.