В последнее время государство стало обращать больше внимания на высшее образование, запустив целый ряд программ по модернизации этой системы, таких, например, как приоритетный национальный проект “Образование” и программа создания федеральных и национальных исследовательских университетов. Были приняты закон, разрешающий вузам и НИИ коммерциализировать результаты научной деятельности, и постановление о развитии центров трансфера технологий, направленных на взаимодействие вузов и бизнеса. Но самое главное то, что все эти программы сопровождаются серьезным финансированием, и часть этих средств вузы направляют на ИТ-проекты.
Чтобы понять, какая сейчас складывается ситуация в области автоматизации учебной деятельности, с чем связаны проблемы и как они решаются, мы обратились к участникам рынка ИТ и представителям вузов, а также провели опрос наших читателей из сферы образования.
ИТ в вузах нужны, но…
По единодушному мнению экспертов, информационные технологии нужны современному вузу как воздух, и прежде всего для учебного процесса. С помощью ИТ можно проводить дистанционное обучение, развивать системы непрерывного образования, использовать интерактивные технологии обучения, применять бизнес-программы для профессиональной подготовки студентов и т. д. “Всё это позволяет интенсифицировать учебный процесс, проводить обмен опытом, знаниями и методиками с другими странами, а учащимся дает возможность интегрироваться в окружающую ИТ-среду”, — считает Елена Новикова, генеральный директор компании “Полимедиа”.
ИТ также необходимы для управления учебным процессом — в частности, для составления учебных планов, формирования групп, работы с абитуриентами, создания электронного архива с информацией об успеваемости и посещаемости. “Автоматизированная система управления дает ответы на насущные вопросы — например: что происходит с приемной кампанией, как развивается учебный процесс, сколько студентов проходят обучение в вузе, у кого имеются задолженности, и т. д., — позволяя руководству учебного заведения быстро получить актуальную и полную информацию”, — пояснила Светлана Лесневская, руководитель консультационного центра корпорации “Галактика”.
Участники нашего опроса читателей тоже высоко оценили роль ИТ в учебном процессе, выделив такие преимущества, как способность сделать процесс обучения более интересным и улучшить усвоение знаний студентами (диаграмма 1).
Положительные сдвиги в использовании ИТ отметили и представители вузов. “В целом применение ИТ стало более активным, всё больше преподавателей, в том числе и немолодых, пользуются презентационными программами и другими ИТ-средствами”, — сообщила доцент МАИ Наталья Кирюшкина. А в МЭСИ, по словам Андрея Данилова, заведующего лабораторией реинжиниринга образовательных и прикладных процессов, все преподаватели используют средства e-Learning для общения со студентами; классы в институте оборудованы современной компьютерной и презентационной техникой, активно закупается предметно-ориентированное ПО по различным дисциплинам.
Однако, несмотря на все свои достоинства, новые технологии работы со знаниями и информацией пока еще шире распространены в бизнесе, чем в образовании. Это связано с целым рядом проблем, о которых речь пойдет ниже. Но судя по результатам опроса читателей, лед тронулся и ИТ уже находят дорогу в вузы. Так, мало кто из респондентов на вопрос об использовании информационных технологий в учебном процессе ответил, что они не применяются совсем или применяются мало (диаграмма 2).
… внедрение отстает от потребности
Эксперты сходятся в том, что за последние пять лет уровень информатизации российских вузов существенно вырос, хотя надо сказать, что от совершенства он всё еще очень далек. Практически все вузы оснащены компьютерными классами и библиотеками с возможностью выхода в Интернет, широкое распространение получили интернет-кафе, которые превращаются в место встречи студентов и подготовки к занятиям. Однако, по словам Елены Новиковой, лишь немногие учебные заведения решаются на масштабное оснащение аудиторий и кабинетов аудио- и видеооборудованием.
К сожалению, в России степень проникновения ИТ в учебный процесс гораздо ниже, чем во многих странах Центральной и Восточной Европы. По мнению Игоря Баландина, директора по работе с системой образования Microsoft в России, у нас достаточно компьютеров, но они практически не применяются в процессе обучения. В частности, он сослался на результаты исследования, согласно которым более 75% профессорско-преподавательского состава слабо представляют, чем современные ИТ-инструменты и Интернет могут помочь им в учебном процессе.
Уровень информатизации учебного процесса сильно отличается от вуза к вузу. Причем, как отметил Николай Лучинин, руководитель направления по работе с образовательными учреждениями HP в России, в этой области технические вузы отстают от гуманитарных. “Технарям трудно договориться между собой, так как каждый факультет знает лучше остальных, как и что делать. В результате даже централизованную почту бывает довольно сложно внедрить, — посетовал г-н Лучинин. — В гуманитарных вузах дело обстоит существенно лучше. Там обычно есть достаточно сильная ИТ-служба, которой удается успешно проводить единую стратегию. А ведь информатизация учебной деятельности — это процесс, который должен развиваться и поддерживаться постоянно”.
Вузы отстают и с внедрением ИТ в управление учебным процессом. “Сложилась парадоксальная ситуация: являясь средоточием интеллектуальных ресурсов страны, высшие учебные заведения остаются наименее автоматизированной отраслью. Уровень автоматизации в них можно оценить как средний и ниже среднего, — считает Светлана Лесневская. — В массовом порядке используются различные виды бухгалтерских приложений и множество самописных программ. Всё это образует некий “зоопарк”, на поддержку которого тратится масса ресурсов, часто студенческих, благо их стоимость невелика. А задача качественного управления при этом не решается”. Но она уверена, что комплексная автоматизация управления учебным процессом — не дань моде на ИТ, а насущная необходимость. Вузы сегодня работают в условиях жесткой конкуренции и вынуждены постоянно доказывать свою востребованность на рынке образовательных услуг и финансовую состоятельность, а следовательно, должны более серьезно подходить к вопросам управления.
Мнение экспертов разделяют и представители вузов, которые почти единодушно отметили, что ИТ применяются в учебном процессе не столь активно, как следовало бы. Большинство из них полагают, что причина слабой информатизации в нехватке финансирования. “Из-за этого у нас недостаточно развитая ИТ-инфраструктура, мало аудиторий, оснащенных ИТ-оборудованием”, — сообщил доцент МИЭМ Валерий Жаднов. Но есть и другие причины. Так, по словам Натальи Кирюшкиной, в одном из ведущих вузов Москвы, несмотря не только на большое желание его руководства внедрить ИТ, но и на наличие компьютерных классов и даже бюджетов, информационные технологии практически не используются в учебном процессе. По ее мнению, причина кроется в недостатке ИТ-навыков у преподавателей, в их высокой занятости повседневными делами и ненадлежащем качестве методического обеспечения. У руководства вузов есть необходимость и стремление внедрять ИТ, но при этом отсутствует механизм управления данным процессом.
Что пригодится вузу?
На ИТ-рынке сейчас представлено такое множество продуктов и решений, что в этом многообразии можно потеряться. Какие из них пригодятся вузам? Эксперты поделились своими мнениями. Прежде всего они предложили разделить информационные технологии на универсальные и специализированные. “Универсальные информационные технологии, например социальные сети, системы дистанционного обучения, мультимедийные средства и пр., целесообразно использовать в любом вузе, — считает Сергей Белов, руководитель университетских программ IBM в Центральной и Восточной Европе,на Ближнем Востоке и в Африке. — Что касается остальных ИТ, то в области инженерии и фундаментальном образовании стоит применять системы моделирования различных процессов, средства параллельных вычислений, САПР и другие специализированные решения”. Участники нашего опроса тоже отдали первое место технологиям, необходимым для работы по специальности (диаграмма 3).
Но при использовании ИТ очень важно сделать так, чтобы технологии давали новое качество учебному процессу, а не просто переносили его в новую среду. Для этого пригодятся самые передовые технологии, например Web 2.0. С их помощью в гуманитарных вузах студенты и преподаватели могут самостоятельно создавать контент — Wiki, блоги, социальные сети и т. п., а в технических вузах — внедрять сервисы, предоставляющие через Интернет доступ к современному лабораторному оборудованию, которое в последнее время закуплено вузами в больших количествах. “Это позволит формировать проектные сообщества, включая в них коллег из других учебных и научных учреждений, промышленных предприятий, проводить дистанционное обучение”, — подчеркнул Николай Лучинин.
Правда, судя по результатам опроса читателей, идеи Web 2.0 еще не очень популярны в учебных заведениях, так как в рейтинге технологий, которые наиболее целесообразно применять в вузах, они заняли последнее место (диаграмма 3). Возможно, это объясняется их новизной. Они появились лишь недавно, и должно пройти время, чтобы Wiki, блоги и социальные сети превратились из средства развлечения и досуга в полезный инструмент для образования.
Многие эксперты отметили важную роль систем дистанционного обучения. Ведь с их помощью студент может непрерывно получать знания, сдавать экзамены, проходить все необходимые курсы, даже находясь в другом городе или государстве. Респонденты тоже разделяют это мнение — на необходимость дистанционного обучения указали более двух третей участников опроса (диаграмма 3). Однако почти половина из них сообщила об отсутствии в их вузе факультета дистанционного обучения (диаграмма 4).
Респонденты также считают, что вузам нужны ИТ-средства для организации онлайновых лекций ведущих специалистов. Здесь пригодятся средства проведения видеоконференций, которые сейчас получают все более массовое распространение благодаря развитию широкополосной связи.
Около трети респондентов отметили роль технологии протоколирования лекций и семинаров. В этом могут помочь системы электронных архивов, считает заместитель руководителя дирекции по работе с образовательным и государственным секторами компании “АйТи” Сергей Сухоруков. “Такие архивы особенно нужны на старших курсах для хранения научных, курсовых и дипломных работ, — объяснил он. — Они нужны и потому, что в настоящее время государство уделяет внимание коммерциализации научной деятельности. А для успешного использования в бизнесе работ, выполненных студентами, аспирантами и научными сотрудниками, необходимо, чтобы их было удобно искать, обрабатывать и совместно с ними работать”.
Это далеко не полный перечень ИТ, без которых вузам не обойтись. Так, для управления учебным процессом нужны современные интегрированные системы. “Лоскутная автоматизация в вузах не дает желаемого эффекта, поэтому наиболее целесообразно внедрять комплексные системы класса ERP со встроенным специализированным модулем «Управление учебным процессом»”, — считает Светлана Лесневская.
Вузам пригодятся и смарт-карты, которые, по мнению Сергея Сухорукова, могут применяться не только для идентификации личности, но и для предоставления других услуг, специфических для учебных заведений, например, они могут служить в качестве электронной зачетной книжки или читательского билета. Также нужны системы визуализации для наглядного представления учебного материала, средства виртуализации для повышения эффективности использования ИТ и многое другое. Однако внедрение всех этих средств порождает ряд проблем, связанных со спецификой учебных заведений.
Особенности внедрения ИТ в вузах
Несмотря на то что учебный процесс унифицирован и утверждается Минобрнауки РФ, само понятие “учебный процесс” отличается от вуза к вузу. Это связано с исторически сложившимися особенностями. “Поэтому в начале каждого нового ИТ-проекта нам приходится общаться с преподавателями, чтобы понять их потребности, задачи, провести внутренний анализ и определить, приживется ли этот проект”, — объяснил Сергей Сухоруков.
Другая специфика вызвана недостатком ИТ-навыков у преподавателей. По словам Елены Новиковой, эксплуатацией внедренного решения занимаются люди, для которых ИТ не являются непосредственной специальностью. “В связи с этим, — сказала она, — мы вынуждены осуществлять достаточно продолжительный “авторский надзор”, оказывать сервисную, консультативную помощь, проводить обучение преподавателей и нередко за счет наших средств”.
Эта особенность вызвана тем, что обычно преподаватели — люди немолодые, которые учились во времена, когда компьютеры были мало распространены. Им сложно переучиваться, и поэтому преподавательский состав далеко не всегда поддерживает и понимает необходимость внедрения ИТ-решений. “Но если преподаватель не заинтересован в проекте, то качественного результата не достичь, — считает Николай Лучинин. — Есть много подходов для решения этой проблемы, но важно отметить, что информатизация учебного процесса в итоге повышает уровень знаний как студентов, так и преподавателей”.
С учетом этого особое значение приобретает правильная мотивация всех участников проекта. По словам Игоря Баландина, в бизнесе во главу угла ставятся экономия времени и эффективность, а в образовании часто важнее традиции, устоявшиеся практики, мнение экспертов, признание важности проекта академическим сообществом.
Еще одна специфическая особенность ИТ-проектов в вузах связана с тем, что многие производители предлагают им ПО и оборудование по специальным образовательным программам, что обходится учебным заведениям значительно дешевле, чем коммерческим компаниям (скидки доходят до 80%). Поэтому в вузах использование проприетарных продуктов по стоимости сопоставимо с использованием решений на основе свободного ПО. И в результате последние там не получают широко распространения.
Систему образования отличает и отсутствие комплексного подхода к автоматизации. С одной стороны, причина в том, что, хотя сейчас государство выделяет весьма значительные финансовые средства вузам по определенным ИТ-программам, они обычно направлены на информатизацию узких задач и процессов, и в результате автоматизация вузов носит весьма разрозненный характер. С другой стороны, это вызвано особенностями финансирования учебных заведений: бюджеты выделяются на ежегодной основе, реализация любого проекта идет через конкурс или аукцион, а сам учебный процесс имеет семестровую дискретность. Все это затягивает внедрение. “Поэтому раньше для ИТ проектов привлекали студентов, — рассказал Николай Лучинин. — Это было быстро и дешево, ведь их всегда можно мотивировать. Но в результате вузы получили “мину замедленного действия”. Программа как-то работает, но перенести ее на новый сервер или доработать невозможно — ведь автора в вузе уже давно нет”.
Проблемы и пути их решения
Специфические особенности системы высшего образования порождают проблемы, характерные для этой отрасли. Главная из них, судя по отзывам экспертов и откликам читателей, связана с недостаточно ясным пониманием сотрудниками вузов целей и преимуществ внедрения ИТ, а вызвано это отсутствием у преподавателей знаний и навыков работы в ИТ-инфраструктуре. Эту проблему можно решить путем улучшения ИТ-навыков у преподавателей. Например, Microsoft, по словам Игоря Баландина, предлагает для них ряд бесплатных учебных курсов и программ на своих порталах и продвигает специальную программу ИТ-обучения.
Аналогичный подход применяет и компания “Полимедиа”. “Нашей целью является повышение мотивации преподавательского состава к применению интерактивного и мультимедийного оборудования в образовательном процессе, — сообщила Елена Новикова. — Но большинство преподавателей — консерваторы. Мы же хотим убедить их, что без ИТ сложно представить современный образовательный процесс, а улучшение состояния материально-технической базы вуза повысит эффективность процесса обучения”.
В значительной мере острота проблемы могла бы быть сглажена в результате омоложения преподавательского состава. По крайней мере, так считает более трети участников опроса читателей (диаграмма 5). Но, как утверждают представители вузов, сегодня привлечь молодых на работу в учебное заведение очень трудно из-за низкой зарплаты.
Недостаток ИТ-навыков порождает у сотрудников вузов инертность при использовании ИТ. Они неохотно меняют привычный стиль работы. По отзывам экспертов, преодолевается это методом убеждения и вовлечения преподавателей в процесс внедрения, что позволяет им получить ощущение сопричастности к реализации проектов и стать пропагандистами новых решений.
Специфическую сложность представляют организационные вопросы. “Зачастую в вузе может вообще не оказаться организационной структуры, связанной с исполнением проекта, — говорит Сергей Сухоруков. — В отличие от коммерческих компаний вузы являются не столько единой структурой, сколько корпорацией, в которой каждый факультет, каждая лаборатория, кафедра может иметь свой собственный бюджет, а заведующий сам решает, как его распределять. Поэтому сквозное внедрение ИТ в вузе зачастую наталкивается на преграду, связанную с отсутствием централизации. Но те вузы, которые получают дополнительное бюджетное финансирование, все же выстраивают схему внедрения ИТ, поскольку должны отчитаться об эффективности расходования бюджетных средств”.
Некоторые представители вузов посетовали на недостаток у преподавателей материальной заинтересованности во внедрении ИТ. Вместе с тем в отдельных учебных заведениях эта проблема решается путем стимулирующих надбавок за применение новых технологий.
Представители вузов также отметили в качестве проблемы отсутствие методической базы для проведения занятий с использованием ИТ — например, разработанных учебных программ, лабораторных работ, курсов лекций, софта для теоретических и практических занятий. И, по их мнению, эти проблемы практически не решаются из-за нехватки финансирования.
Что поможет вузам
Судя по единодушному мнению экспертов, главное в продвижении ИТ в образование — это активная позиция как руководства вуза, так и его сотрудников. Но для этого им следует ясно сознавать преимущества новых технологий и необходимость их применения в учебном процессе. “Вузы должны создавать условия для реализации по-настоящему инновационных проектов, не бояться идти на внедрение самых передовых решений, потому что только собственный опыт поможет выбрать правильный путь построения образовательной среды третьего тысячелетия”, — убеждена Елена Новикова.
Но трудно понимать преимущества того, с чем мало знаком. Поэтому совершенно необходимо повышать уровень ИТ-компетентности преподавателей, обучать их работе с новыми технологиями и снабжать информацией о новых разработках в области методик образования. Это мнение разделяют и участники опроса. Более половины респондентов считают, что нужно наладить обучение преподавателей современным ИТ-инструментам (диаграмма 6). Но помимо обучения необходима и мотивация преподавателей. Подавляющее большинство респондентов полагают, что ускорить внедрение ИТ в вузах поможет эффективное стимулирование преподавателей, стремящихся использовать ИТ.
Кроме того, нужен практический опыт, если не свой, то хотя бы чужой. Здесь пригодится обмен информацией с коллегами из других отечественных и зарубежных вузов. Площадкой для этого обычно становятся конференции, семинары, симпозиумы, которые организуют ИТ-вендоры. “На этих встречах представители вузов делятся опытом и знаниями, подробно рассказывают о проблемах, и это действительно ускоряет внедрение информационных технологий в учебный процесс”, — отметил Сергей Сухоруков. На важность создания механизмов для межвузовского обмена опытом использования ИТ указали около половины наших респондентов (диаграмма 6).
От обмена опытом можно сделать следующий шаг в сторону межвузовской кооперации. Практически все вузы проходят через одно и то же. Так почему бы не объединить их усилия? Тем более что современные информационные технологии позволяют это делать. Сергей Белов предположил, что в условиях ограничения ресурсов и объема готового к использованию электронного образовательного контента вузы могли бы построить модель единого образовательного пространства, например, на основе социального софта IBM, доступного бесплатно через программу “Академическая инициатива”.
“Уже есть успешный пример пилотного проекта с участием ведущих российских вузов и IBM, связанного с созданием единого образовательного пространства на базе технологии мэйнфреймов. Мы готовы поддерживать такие проекты и в других областях знаний”, — сказал г-н Белов. А Николай Лучинин привел в качестве примера программу “Университетский кластер”, в которой участвует более 70 вузов и научно-исследовательских учреждений РАН. Программа направлена на повышение уровня использования технологий параллельных и распределенных вычислений, а ее участники получают доступ к базовым и прикладным сервисам для некоммерческого их использования.