Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) по праву может претендовать на роль пионера в области информатизации учебного процесса. На протяжении многих лет наше издание следило за развитием событий в этом вузе, органичной структурой которого стал Институт новых образовательных технологий и информатизации РГГУ. О том, как гуманитарный вуз может стать авторитетной экспериментальной площадкой для трансляции технологий в общеобразовательный процесс, и о проблемах формирования новой образовательной среды с директором Института новых образовательных технологий и информатизации РГГУ Сергеем Кувшиновым беседует обозреватель PC Week/RE Денис Воейков.
PC Week: Как в вашем университете пришли к использованию ИКТ?
Сергей Кувшинов: РГГУ уже более15 лет, и в самом начале создания университета, возникшего на базе Историко-архивного института, в основу его организации был положен принцип, который сегодня является нашим официальным слоганом*: “Вековые традиции — современные технологии”. Гуманитарные дисциплины очень легко и довольно быстро “ложатся” на медиальную культуру, поэтому очевидно, что они должны развиваться на основе самых современных коммуникаций, на базе современного языка — языка аудиовидеотехнологий. Так что мультимедиа почти сразу вошли в ткань учебного процесса. Они интересны студентам, на них легко и с большим энтузиазмом реагируют преподаватели. В результате, за более чем 15-летний период университет достаточно серьезно продвинулся во внедрении новых технологий и понимании основных трендов их развития в рамках перспективного образовательного процесса. Как мы говорим сегодня, у нас была построена новая образовательная среда. И мы продолжаем ее совершенствовать.
PC Week: Что именно вы вкладываете в понятие “новая образовательная среда”?
С. К.: Говоря об образовательном пространстве, среде учебного заведения, нужно отметить, что стремительное развитие новых технологий резко, до минимальных пределов, сужает возможности классической модели учебного процесса. За счет них становится возможным переход с репродуктивного типа обучения на креативный. Технологии радикально меняют форму, и за счет этого в значительной мере меняется характер усвоения содержательной части учебных курсов. Образовательный процесс в новой среде — это не повторение пройденного, а решение учебно-проектной проблемы, т. е. реализации собственного проекта, с освоением всех необходимых дисциплин. То есть движение идет от проекта к учебным дисциплинам, а не от учебных дисциплин к проекту.
PC Week: Создание в рамках университета специально выделенной структуры в виде Института новых образовательных технологий и информатизации — шаг довольно необычный. Чем он был обусловлен?
С. К.: Институту в этом году исполняется десять лет. Но в определённый момент стало понятно, что для дальнейшего развития университета, реализации его миссии, нам недостаточно просто строить сети, насыщать аудитории компьютерами, разрабатывать обучающие программы. Поэтому и был создан институт, который стал проводить научные исследования в области внедрения “хайтека” и изучать влияние медиа на учащихся. Плюс к этому институт обеспечивает очный и дистанционный учебный процесс в университете на базе построенных многофункциональных аудиторий, оснащенных самой современной компьютерной и аудиовизуальной техникой. И, наконец, занимается подготовкой и переподготовкой профессорско-преподавательского состава для работы в новой образовательной среде.
PC Week: Изначально на такую подготовку преподавателей много потребовалось времени?
С. К.: В общем-то, нет. Внедрение технологий в рамках политики вуза сразу стало некой идеей, которой зажил университет. Проводилось большое количество тематических конференций; РГГУ одним из первых вузов который выделил достаточно большое количество грантов для преподавателей на разработку новых обучающих систем. То есть людям была предоставлена возможность за приличное вознаграждение сделать интересное дело и создать социально значимый образовательный продукт, поэтому, собственно, весь коллектив быстро включился в эту работу.
С течением времени, когда мы уже достигли некоторых успехов и у нас сложился определенный имидж, мы решили пойти на более смелый шаг. Сейчас в преподавательский контракт включен пункт, согласно которому преподаватель РГГУ обязан владеть информационными, коммуникационными, интерактивными, аудиовизуальными и прочими технологиями. Наш педагог должен уметь работать с сетевыми сервисами Web 2.0, использовать видеопроекционную, интерактивную технику, организовывать сетевые медиакоммуникации между студентами, проводить on-line тестирования, и обучение с использованием “кейс-стади”, деловых игр
и т. д. И теперь, когда люди приходят на работу в университет, они четко понимают, что им придется работать в особой среде. Причем вне зависимости от преподаваемого ими предмета.
PC Week: Этим опытом вы обмениваетесь с другими вузами?
С. К.: Да, у нас множество вузов-партнеров по всей стране, не только гуманитарных, большинство созданных нами учебных курсов выложены в свободном доступе в Сети, поэтому преподаватели и студенты других учебных заведений легко могут ими воспользоваться. Кстати, помимо этого мы поддерживаем несколько национальных образовательных порталов, связанных, например, с творчеством Леонардо да Винчи, Микеланджело и др. Это одна из наших социальных миссий — внедрение гуманитарного знания посредством сетевых ИТ в общее российское образовательное пространство.
PC Week: Каковы особенности внедрения ИТ в преподавание именно гуманитарных дисциплин?
С. К.: Имея многолетнюю практику преподавания в гуманитарном и техническом университетах, могу сказать, что ИТ индифферентны к предмету. Гуманитарные дисциплины — это то поле, где сегодня мы можем оперативно проверять успешность различных технологий в образовании в целом. Например, 3D-визуализация сложных процессов, структур, виртуальную реальность и т. д. Мы пытаемся у себя эти технологии внедрить и посмотреть, насколько это будет эффективно, насколько сложно и трудозатратно; появляется ли принципиально качественный эффект от работы в инсталлированной 3D-аудитории, улучшается ли понимание студентами материалов изучаемых дисциплин. Затем, мы делаем соответствующие выводы и даём рекомендации для других учебных заведений.
PC Week: Понятно, как при помощи 3D преподавать, например, физику. А что эта технология может дать гуманитариям?
С. К.: Вы знаете, что из себя сегодня представляют Помпеи? Одни фундаменты и останки стен. 3D-технологии позволяют полностью реконструировать город в нескольких вариантах и совершить прогулку по его улицам,
Здание Наркомтяжпрома, которое должно было стоять на Красной площади, или Дворец Советов, который начинали строить на месте Храма Христа Спасителя, — в 3D мы можем воспроизвести и эти уникальные проекты.
PC Week: Существует ли у вас в каком-то виде популярное сейчас дистанционное образование?
С. К.: В РГГУ оно изначально развивается в первую очередь как одна из форм интенсификации очной формы обучения, через размещение в Сети курсов и систем тестирования, создание каналов взаимодействия с преподавателями и т. д.
При этом у нас 34 филиала, с которыми существуют очень тесные связи. Каждый день мы проводим сеансы видеоконференций, в ходе которых наши преподаватели или приглашенные московские звезды в области науки и искусства выступают перед студентами и учащимися. Кроме того, новые видеоконференционные технологии, например вещание в HD-формате, позволяют нам поддерживать связь с нашими зарубежными коллегами.
PC Week: А может ли человек получить диплом РГГУ, никогда не посещая университет в реальности?
С. К.: Такой системы нет. Чтобы получить диплом столь известного вуза, надо окунуться в его образовательную среду, в атмосферу классического университета.
Другое дело, если человек уже закончил РГГУ, уехал из Москвы, но хочет получить второе высшее образование. Таким людям мы идем навстречу.
PC Week: В каком направлении вы в целом стараетесь развивать у себя ИТ?
С. К.: Я бы осмелился сказать, что сегодня мы способны продвигать определенные направления и тренды, которые еще не получили достаточно широкого распространения в российских вузах. Мы стараемся упредить события и идти хотя бы на шаг впереди. То есть, у нас происходит не только внедрение уже опробированных на рынке решений, но и создание инновационных проектов. Например, мы одними из первых построили у себя учебно-исследовательский ситуационный центр. Данная тема в вузовской среде только начинает обсуждаться, а у нас этот центр работает уже в течение четырех лет и студенты получают новые компетенции в условиях многоканальной подачи информации.
Мы отдаем себе отчет в том, что сегодня новые технологии — это дополнительная мотивация студентов к обучению. И если их не будет, то учебный процесс станет скучным и превратится в рутину. Поэтому постоянно надо искать новые решения для того, чтобы создавалась креативная среда взаимоотношений, характерная для образования 21 века.
PC Week: Откуда у вас возникает понимание, что студентам нравится, а что нет?
С. К.: Всё просто. Практически во всех наших проектах, связанных с инсталляцией новых аудиторий, разработкой обучающих систем и сетевых ресурсов, главными действующими лицами являются студенты. Скажем откровенно, мы не можем позволить себе платить ИТ-специалистам высокого класса те же деньги, что они получают в крупных коммерческих компаниях, и потому вынуждены обходиться своими силами. Но в этом есть и большой плюс — в результате у нас появляется очень тесная обратная связь с целевой аудиторией, для которой, собственно, всё и делается.
PC Week: В чем вы видите основные сложности внедрения ИТ? Есть ли они?
С. К.: Безусловно, сложностей хватает. Например, прежняя система переподготовки кадров была рассчитана на пятилетние циклы. Но сегодня за этот срок меняется несколько поколений хайтек-устройств. Поэтому нам приходится менять взгляд преподавателя на повышение его квалификации. Это должна быть такая же неотъемлемая часть его работы, как и каждодневный труд на занятиях.
PC Week: Как быстро сегодня устаревает оборудование?
С. К.: Жизненный цикл разного оборудования различен. Компьютеры могут устаревать через год, а одна из наших интерактивных смарт досок успешно используется уже восемь лет.
Мы — государственный вуз, поэтому не можем себе позволить проводить частую ротацию техники. Тем не менее, нам удалось создать такую ситуацию, что компании увидели в нас некий экспериментальный исследовательский центр. Когда производитель хочет вывести на российский образовательный рынок то или иное устройство, он обычно не уверен, а порой даже не понимает, насколько оно окажется востребованным, как будет использоваться, какие сложности могут возникнуть при его эксплуатации и т. д. Естественно, хотелось бы заранее получить экспертное мнение, поэтому компании часто размещают в нашем университете технику на тестирование, инсталлируют программы, которые проходит проверку в каждодневном учебном процессе. Как правило, потом они у нас и остаются.
Более того, мы сейчас перешли в состояние, когда можем выступать заказчиками отдельных разработок. Обычные учебные заведения пассивны, и как бы являются заложниками производителя. Мы же можем точно сказать, какой, скажем, проектор или интерактивная доска сегодня нужны и востребованы в образовании. Поэтому не случайно к нам приезжают за советом представители крупнейших вендоров, и мы им рассказываем, какой должна быть их следующая модель.
PC Week: Спасибо за беседу.
* Слоган вуза и философский смысл фразы г-на Кувшинова, вынесенной в заголовок интервью, становится понятен после беглой экскурсии по университету: в коридорах, на лестницах и в холлах стоят копии античных статуй из запасников ГМИИ им. А. С. Пушкина, висят подлинные картины, представляющие русский авангард, выставлены экспонаты из Политехнического музея, соседствующие с зарубежными постерами Музеев науки и техники. И всё это в двух шагах от аудиторий, оборудованных по последнему слову техники. – Д. В.