Технология Business Process Management (BPM), направленная на автоматизацию бизнес-процессов предприятия, уже завоевала прочные позиции в ряду корпоративных ИТ-систем. Но она не стоит на месте. Судя по третьей одноименной конференции, проходившей под эгидой AHConference, сейчас на первый план выходят вопросы повышения адаптивности и гибкости самих бизнес-процессов и средств управления ими. Видимо, это связано с последними событиями в мировой экономике. Быстрые и непредсказуемые изменения заставляют предприятия более оперативно реагировать на перемены.
На востребованность BPM указывают оценки аналитиков. Так, по подсчётам компании Gartner, в 2009-м на мировом ИТ-рынке произошел спад на 5%, но сегмент AIM (Application Infrastructure and Middleware), в который входят технологии BPM, ESB и SOA, на 2,8% вырос и достиг 15,9 млрд. долл., несмотря на глобальный кризис. “В России объем этого сегмента составляет порядка 40—50 млн. долл., а уровень зрелости в области управления процессами еще невысок, поэтому есть огромный объем работ по оптимизации деятельности российских компаний”, — сказал Андрей Коптелов, руководитель практики внедрения бизнес-приложений из компании Software AG & IDS Scheer, Россия и СНГ”, и добавил, что по данным аналитиков, BPM остается одним из высокоприоритетных направлений инвестиций, что начался переход от описания бизнес-процессов к получению результатов за счет внедрения процессного управления, а компании стали уделять больше внимания механизмам гибкости и адаптивности, присущим ВРМ.
Однако у технологии BPM есть серьезные ограничения. Далеко не все процессы можно заранее смоделировать, в связи с чем аналитические и консалтинговые компании недавно выдвинули концепцию ACM (Adaptive Case Management, адаптивное управление делами). В отличие от BPM, которая поддерживает разработанную бизнес-аналитиком жесткую последовательность действий, методика ACM позволяет пользователям самим принимать решения о выполнении операций в зависимости от обстоятельств. По словам Максима Смирнова, руководителя департамента архитектуры систем поддержки бизнеса “Вымпелкома”, данная методика делает главный акцент не на процессе, а на информации по конкретному случаю: “Возьмем, к примеру, процесс лечения пациента. Его сложно автоматизировать, так как каждый последующий этап зависит от результатов предыдущих, скажем, обследований или медицинских анализов”.
Такой подход актуален не только для здравоохранения. В качестве доказательства Максим Смирнов привел результаты исследований, которые показывают, что в современных компаниях от 40 до 80% процессов не являются структурированными, т. е. не предусматривают четкой последовательности шагов и их нельзя смоделировать. Например, в случае аварии нужно действовать не так, как в обычной ситуации. Но это невозможно заранее учесть. Ведь если при проектировании процесса принимать во внимание все возможные отклонения, то схема станет слишком запутанной и суть процесса просто утонет. Поэтому в схемах отображаются далеко не все исключения. Решить эти проблемы позволит интеграция ACM и BPM. “В таком случае можно будет управлять неструктурированными и непредсказуемыми процессами”, — сказал Максим Смирнов.
Поставщики BPM-систем тоже стараются действовать в русле адаптируемости и гибкости. Так, компания Software AG & IDS Scheer, образовавшаяся в прошлом году в результате того, что Software AG купила IDS Scheer, объединяет продукты ARIS и webMethods для создания единой BPM-системы. Идея состоит в том, чтобы поддержать полный цикл управления бизнес-процессами — от их описания и автоматизации до анализа и оптимизации. Это позволит оперативно настраивать бизнес-процессы для повышения гибкости предприятия. По словам Андрея Коптелова, сейчас интеграция реализована в одну сторону, а концу нынешнего года она станет двусторонней.
Компания EMC в прошлом году выпустила платформу xCelerated Composition Platform (xCP), которая ориентируется на case-management и позволяет автоматизировать бизнес-процессы без ручного программирования за счет использования готовых функциональных компонентов. “Каждый элемент бизнес-процесса дополнительно настраивается, — объяснил Дмитрий Сергеев, старший технический консультант подразделения EMC CMA, Россия и СНГ”. — В результате можно быстро построить опытный образец приложения и заняться его оптимизацией на реальном примере. Это позволяет быстро адаптировать бизнес-процессы, т. е. делать то же самое, что при использовании методики ACM”.
“Ланит” представил систему автоматизации бизнес-процессов компании Metastorm, которая объединяет три функциональности: управление бизнес-процессами (BPM), их анализ (Business Process Analysis) и моделирование архитектуры предприятия (Enterprise Architecture). По словам Сергея Меня из компании “Ланит”, такая интеграция позволяет предприятиям реализовать цикл постоянного улучшения своих бизнес-процессов и тем самым повысить гибкость собственной деятельности: “Благодаря данному подходу можно вносить только те изменения, которые необходимы для решения текущих задач, и не тратить время и ресурсы на ненужные усилия. Это достигается за счет предварительного анализа, который дает возможность проследить влияние тех или иных изменений на достижение требуемого результата”.
SAP в прошлом году выпустила систему NetWeaver BPM, представляющую собой SOA-инфраструктуру на базе лучших практик и передового опыта, которая позволяет строить и многократно использовать сервисы для доступа к бизнес-приложениям. “В системе имеется полный набор инструментов для поддержки жизненного цикла бизнес-процессов: механизмы для их моделирования, исполнения и анализа, визуальный редактор, инструментарий для разработки пользовательских интерфейсов, а также средства построения отчетов”, — объяснил Станислав Шкодкин, ведущий эксперт направления SOA/BPM, SAP CIS. По его словам, отчеты можно строить в режиме реального времени, в ходе выполнения процесса, что позволяет пользователям быстрее реагировать на изменения, оперативно принимать решения и оптимизировать бизнес-процессы. Он отметил, что хотя система NetWeaver BPM в первую очередь ориентирована на пользователей бизнес-приложений SAP, ее можно применять и отдельно, так как она не привязана к платформе Business Suite.
Технология SOA уже активно применяется в проектах внедрения BPM. Такие примеры представили компании КРОК и “Росно”. Видимо, это не случайно. Ведь BPM и SOA удачно дополняют друг друга. Когда BPM-система применяется в среде SOA, сервисы можно многократно использовать в качестве строительных блоков для формирования комплексных бизнес-процессов. Другими словами, объединение SOA и BPM оптимизирует и модернизирует использование процессов и сервисов на предприятии, а также упрощает интеграцию разных ИТ-систем.
Но задача интеграции решается и другим способом. Как рассказал Дмитрий Бацюро, руководитель ИТ-службы компании “Атлантик”, занятой грузоперевозками, бизнес-процессы можно автоматизировать и без BPM-системы. Достаточно одной ERP (в “Атлантике” использовали имеющуюся систему Microsoft Axapta). Таким образом компании удалось избежать проблем интеграции и дополнительных затрат. По словам Дмитрия Бацюро, уже завершена автоматизация двух бизнес-процессов: “Точный экономический эффект оценить трудно, но лишь за счет сокращения простоев достигается экономия в несколько сот евро в день. К тому же в результате внедрения BPM обнаружилось много узких мест. Поэтому мы будем совершенствовать бизнес-процессы и расширять масштаб автоматизации”.