Оборачиваясь назад, к моменту зарождения ИТ-рынка в России, не могу не вспомнить перестроечные годы. Благодаря тому настрою, который уже начали понемногу забывать, в ИТ-бизнес пришли талантливые интеллигентные люди, которые создали всем теперь известные компании, составляющие основу отрасли. Это поколение “романтиков” ИТ-бизнеса осталось ему верным, несмотря на все соблазны “нефтянки” и финансового рынка, перескакивания в “золотые” чиновничьи кресла и т. д. Это поколение выстояло бандитский, затем милицейский беспредел, чудовищную бюрократию. Они не только выжили в России, но и прорвались на мировой рынок. Если бы не они, такой ИТ-отрасли, как сейчас, у нас бы не было.
Конечно, всякое случалось в те годы, и порой единственное, что спасало ситуацию, — это чувство юмора. Так, однажды после изнурительных многомесячных переговоров с несколькими инвесторами, буквально за несколько дней перед намеченным подписанием окончательного документа, у одного из инвесторов остался один важный вопрос, без договоренностей по которому он не был готов поставить свою подпись. Провисев несколько часов с представителем этого инвестора на телефоне и с большим трудом добившись его, а вернее, ее согласия на уступку по этому важному вопросу, я посылаю руководителю нашего юридического совета SMS следующего содержания: “Радуйся, я Лейлу уболтал, подписываем!”, — и с ужасом замечаю, что сообщение уходит не ему, а как раз ей! В списке контактов моего мобильного телефона их фамилии стояли рядом. Вижу, как сообщение уходит, и думаю: всё сейчас обидится... Хорошо, что человек оказался с юмором и прислал ответ: “Ура, Лейлу уболтали!”...
Кстати, должен отметить, что привлечение инвестиций в частный бизнес в России — задача фантастически сложная. Я привлекал иностранные инвестиции пять раз, начиная с создания совместного предприятия в 1990 г. Тогда это была сумма в 400 тыс. долл., казавшаяся по тем временам астрономической. В последний раз, в 2007-м, объем инвестиций составил 50 млн. долл., и по завершении этого сложного процесса я подумал, что теперь финансовая стабильность компании надежно обеспечена. Это было за восемь месяцев до начала кризиса…
Пожалуй, главный вывод, который я сделал для себя, можно сформулировать так: если есть возможность решить задачи развития бизнеса за счет банковского кредитования, не стоит заниматься привлечением инвестиций. В противном случае надо быть готовым к тому, что это очень длительный и дорогостоящий процесс. В результате получаешь деньги, но ценой значительного усложнения процесса управления компанией. Правда, есть и очевидный дополнительный плюс: пройдя с профессиональными международными инвесторами весь путь от due dilligence до получения инвестиций, начинаешь понимать свой бизнес гораздо лучше.