Несмотря на глобальный финансовый кризис, который самым серьезным образом затронул российскую экономику, правительство РФ не сократило финансирование проектов по развитию системы ГЛОНАСС. Более того, дополнительные ресурсы из федерального бюджета выделены на реализацию новых начинаний в этой сфере — в частности, проекта “ЭРА ГЛОНАСС”, который ляжет в основу построения интеллектуальных транспортных систем.
До последнего времени внутренний российский навигационный рынок отставал в своем развитии от мирового уровня. Однако ситуация на нем быстро меняется к лучшему.
“Разработано и производится 33 образца аппаратуры ГЛОНАСС для гражданских пользователей и 38 образцов для специальных потребителей, — утверждает Анатолий Перминов, руководитель Федерального космического агентства (Роскосмос). — Сегодня в 59 регионах страны реализуются пилотные проекты в разных отраслях экономики”. Количество космических аппаратов (КА) ГЛОНАСС на орбите возросло до 23, из них 21 используется по целевому назначению, а два находятся в составе орбитального резерва. На этой основе обеспечивается навигация на всей территории РФ.
В нынешнем году после запусков очередных КА в августе и ноябре космическая группировка будет полностью сформирована и доведена до штатной численности в 24 спутника. А в запланированном на декабрь запуске должен быть выведен на орбиту КА третьего поколения “ГЛОНАСС-К”.
Сформирован наземный комплекс управления, включающий центр управления системой и пять отдельных командно-измерительных комплексов. Развивается и комплекс функциональных дополнений ГЛОНАСС: в этом году к нему добавились станции в Билибино и в Антарктиде. До недавнего времени система дифференциальной коррекции и мониторинга (СДКМ), составляющая основу такого комплекса, имела сеть станций измерения лишь на территории РФ. СДКМ на научной станции “Беллинсгаузен” в Антарктике стала первой станцией за пределами страны.
“Еще недавно с нашей территории мы могли наблюдать 52% траектории спутников, а теперь мы видим 88% “дуги”, — сказал на IV международном форуме по спутниковой навигации в Москве Юрий Урличич, главный конструктор ГЛОНАСС. — Работа эта продолжается, за рубежом будут размещены еще несколько станций, и к 2011 г. каждый космический аппарат системы будет наблюдаться двумя-тремя наземными станциями”. Тем самым будут обеспечены необходимые условия для непрерывного глобального мониторинга навигационных полей КА средствами СДКМ, повышения надежности системы и точности позиционирования объектов.
“Мы развиваемся согласно постановлению правительства, — продолжил г-н Урличич. — У нас сложилась тяжелая ситуация во время системного кризиса, но она была исправлена. Правительство не сократило финансирование проектов по развитию системы ГЛОНАСС. Самый главный вопрос сейчас — внедрение аппаратуры у потребителей”.
В прошедшем году на российском навигационном рынке было отмечено несколько важных сдвигов: началось формирование базы для массового внедрения и коммерциализации ГЛОНАСС (в частности, был принят ряд основных нормативно-правовых актов), а также произошло создание федерального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности, функции которого возложены на компанию “Навигационно-информационные системы” (ОАО НИС).
Федеральный сетевой оператор образован в форме государственно-частного партнерства: его учредителями стали АФК “Система”, одна из крупнейших российских частных структур, работающих в области высоких технологий, и ведущее государственное предприятие этой сферы “Российские космические системы”.
Началась реализации крупных проектов федерального, регионального и отраслевого уровня по внедрению технологий ГЛОНАСС в социально-экономическую государственную и корпоративную практику. “Именно эти проекты призваны разорвать тот самый порочный круг, сложившийся вокруг внедрения технологий ГЛОНАСС, — сформировать массовый спрос на оборудование и услуги на основе российской системы, необходимый для прихода в эту область частных инвестиций, — подчеркнул Александр Гурко, генеральный директор НИС. — В частности, под эгидой федерального сетевого оператора находятся на различных этапах реализации проекты в интересах транспортной дирекции Олимпийских игр в Сочи, ФСИН, Почты России и ряд других”.
Система “ЭРА ГЛОНАСС”, как считает Александр Гурко, создает основу для массового внедрения технологий ГЛОНАСС и направлена на поддержку отечественного производства, замещение импорта зарубежных навигационных технологий и картографических продуктов.
Для расширения рынка навигационных услуг внутри Российской Федерации была начата реализация проекта “ГЛОНАСС-Регион”, пояснил исполнительный директор ассоциации ГЛОНАСС/ГНСС-Форум Владимир Климов. С этой целью выбрали несколько перспективных регионов, взаимодействию с которыми было уделено особое внимание. Реализация отдельных мероприятий в рамках проекта получила поддержку органов законодательной и исполнительной власти РФ. Было признано целесообразным создание комплексных программ координатно-временного и навигационного обеспечения регионов.
В мае нынешнего года в ходе визита Президента России Дмитрия Медведева в Киев достигнута договоренность об использовании ГЛОНАСС на украинской территории. Подписано соответствующее соглашение между Роскосмосом и Национальным космическим агентством Украины. Предполагается создание СП между Харьковским НИИ радиотехнических измерений (НИИРИ) и Московским НИИ космического приборостроения. Об этом рассказал на конференции Александр Верещак, председатель правления НИИРИ. В задачу СП входит разработка спутниковой навигационной аппаратуры для транспорта.
Компания “Российские космические системы” и фирма Trimble Navigation Group объявили о создании российско-американского СП “Руснавгеосеть”. По словам Марка Харрингтона, вице-президента Trimble, новое СП “будет заниматься созданием в России современной геодезической инфраструктуры. Это будет способствовать развитию на российском рынке приложений спутниковой навигации, которые уже успешно внедрены в США и ряде других стран”.
“Новое СП поможет увеличить точность наших сетевых технологий в три—пять раз, — добавляет Юрий Урличич. — Это позволит повысить качество кадастровых планов и геодезических сетей, улучшить мониторинг технически сложных объектов”.
Кажущееся благополучие на конференции слегка омрачалось выступлениями, в которых отмечались отсутствие конкурентоспособных на массовом рынке чипсетов для приемников ГЛОНАСС (ГЛОНАСС/GPS) и недостаток высококачественных отечественных продуктов в сфере картографии, в том числе навигационных карт потребителя. Страна пока еще проходит начальный этап формирования рынка, при котором многочисленные, но небольшие компании не имеют собственных ресурсов для конкурентоспособного развития.
“Мы надеемся, что в этом году появятся чипсеты, которые могут быть внедрены в автомобильные навигаторы”, — сказал Александр Гурко. “Мы как раз говорим о чипсетах для персональных устройств разработки предприятия НАВИС, — уточняет Валерий Бабаков, главный конструктор навигационной аппаратуры потребителей концерна “Алмаз-Антей”. — Предполагаемая стоимость модуля при заказе партии от 50 тыс. штук будет в пределах 15—17 долл.”. Не столь оптимистичен Владимир Свириденко, вице-президент по технологиям компании SPIRIT-Telecom. “Реально первые многосистемные чипы и чипсеты, разработанные в РФ, появятся на рынке в 2011 г.”, — полагает он. И произведены они будут, судя по всему, в Японии по технологии 90 нм.
“Пока мы еще имеем относительно малые масштабы внутреннего рынка навигационного оборудования, объем которого в 2009 г. составил 550 млн. долл., т. е. не более 1% от мирового, — сообщил г-н Гурко. — Причем доля оборудования ГЛОНАСС/GPS составляет на нем 3—5%”. На данный момент аппаратурой ГЛОНАСС оснащено около 100 тыс. транспортных средств, а в целом выпущено примерно 400 тыс. ед. техники спутниковой навигации. Другую оценку отечественного рынка сделал Павел Козлов, директор по развитию бизнеса Navteq. По его словам, российский рынок занимает 11-е место в Европе с долей в 2%.
“ГЛОНАСС с точки зрения бизнеса находится все еще в зачаточном состоянии, — заключает Эд Бастиаансен, основатель компании iLOC Group. — Нужно создать глобальные информационные центры ГЛОНАСС за пределами России. Они должны позволить российским компаниям выходить на другие рынки и вводить ГЛОНАСС в международное сообщество. С более открытым подходом ГЛОНАСС будет уготовано более светлое будущее”.