Судя по данным AC&M Consulting, в I квартале 2010 г. объем российского рынка мобильного контента снизился на 2% до 10 млрд. руб. — но вряд ли это можно объяснить только борьбой операторов связи с . Дело в том, что в этой области есть определенный кризис жанра. С мобильной коммерцией у операторов связи не ладится какой уж год подряд, сервисы перевода средств со счета мобильного телефона на банковские карты и обратно находятся в зачаточном состоянии, а кроме каталогов приложений “с большими базами контента” на операторских порталах, по сути, ничего особенного не предлагается. LBS-проекты находятся в зачаточном состоянии, а индекс инноваций растет за счет доли интернет-трафика и рынка коротких сообщений. Кроме того, рынок серьезно подорван безразличным отношением операторов к безопасности своих пользователей. В настоящий момент в условиях минимального регулирования этого сегмента рынка со стороны государства (самое явное ограничение — невозможность платить за что-то SMS-ками, но и этот запрет легко обходят) можно констатировать, что участники рынка дополнительных услуг самостоятельно не в состоянии справиться с ситуацией и полноценно противостоять мобильным мошенникам. Мы даже не затрагиваем ситуацию с навязанными услугами связи, о которых можно сказать меньше всего хорошего.
Судите сами — в настоящий момент в категорию фродовых сервисов, т. е. мошенническихсхем обманывающих пользователей мобильной связи, не потенциально, а вполне реально попадает несколько десятков различных вариантов обмана. Причем большинство из них — новации последнего времени. К примеру, вредоносные программы в виде вирусов, предоставление неверной информации о цене услуги, обеспечение многоразовой тарификации сервиса, проведение несогласованных SMS-рассылок с некорректными данными о цене услуги, принудительное списание средств со счета абонента (МТ-тарификация), работа с услугами, само название и содержание которых вводит абонентов в заблуждение (это и “сканеры тела” и многочисленные “пеленгаторы”, “SMS-перехватчики” и т. д.), а также некорректное информирование об условиях оказания подписных сервисов (указывается цена за сутки, а с абонента списывается стоимость за месяц).
Недовольство абонентов пока что не может быть погашено никакими инициативами операторов связи. Дело дошло до того, что на недавней встрече с операторами связи чиновники Роскомнадзора, которым явно есть чем заняться и без проблем рынка контента, высказали пока только вежливое пожелание о том, чтобы порядок в этой рыночной нише был наведен своими силами. В качестве первой меры было настоятельно предложено ввести двухступенчатую схему продажи медиа-элементов: когда после отправки SMS на короткий номер абоненту приходил бы вопрос из серии “Вы уверены, что хотите это сделать?” с полной ценой услуги. И сделка бы осуществлялась только после согласия абонента купить контент за указанную цену. Причем это должен быть исключительно операторский сервис на уровне CPA-платформы.
В кулуарах высокопоставленные представители операторов связи на прямой вопрос о том, когда же это случится, говорили расплывчато — по мнению одних руководителей, такая схема нисколько не влияет на уровень заказов: пользователи тратят на это чуть больше времени. МТС и “МегаФон” уже попробовали эту схему на дорогих номерах с тарификацией по 10 долл. за SMS и на номерах с наибольшим количеством жалоб, но далее развивать эту систему, доведя ее до полноценного внедрения, не решаются. Поразительная скромность. Еще более странной выглядит позиция “ВымпелКома”, который, при громогласных заявлениях о своей давно скончавшейся программе “Мобильного этикета” не делает даже этого, да еще вдобавок активно развивает проект мобильных лотерей с весьма сомнительными и очень миниатюрными по своим активам фирмами-организаторами подобных мероприятий. Что поделать — деньги не пахнут.
Вероятно, что если компании мобильной связи и контент-провайдеры не вычистят свои “авгиевы конюшни” самостоятельно (с помощью новых договоров, с весны этого года этот процесс постепенно пошел), то они непременно дождутся того “светлого” для них момента, когда регулирующие органы обяжут их играть куда как по более строгим правилам. К примеру, запретят подключать возможность отправки SMS на премиум-номера всем без исключения абонентам, а обяжут заключать для этого специальное приложение к договору с оператором связи: пусть даже с помощью USSD- или SMS-запроса (хотя до более жестких правил, как в Китае или Турции, нам далеко), но рынок это “подрубит” достаточно жестко. Во всяком случае, заместитель главы Роскомнадзора Александр Катулевский, который занимается данным вопросом, вполне может “пробить” такое решение.
Самое время посмотреть на то, что же сделали операторы за прошедшее время для противостояния мобильным мошенникам. Компания МТС кроме сервиса “Инфоконтент” (уведомление о стоимости SMS) ввела временное подтверждение заказа контента на дорогих контент-номерах и активно работает по штрафам контент-провайдеров. Абонентам, правда, от последней активности компании ни жарко, ни холодно. “МегаФон” ввел услугу “Мобильный прайс”, по функциональным возможностям аналогичную “Инфоконтенту”, а также сервис “Стоп-Контент": за 150 руб. в месяц можно блокировать отправку SMS на короткие номера. Вообще, брать деньги за безопасность по проблеме, которая создана при официальном попустительстве оператора связи, — еще более странно. “ВымпелКом” же... не сделал ничего, даже отдаленно напоминающего меры безопасности для своих клиентов. Ну да, как я мог забыть: все операторы “большой тройки” разместили информацию о мошеннических акциях в специальных разделах своих официальных веб-сайтов, и у “ВымпелКома” информация более детальная, чем у остальных. Однако найти эти разделы на сайтах операторов связи (особенно у МТС) сложновато. Но на этом дело и кончилось.
Кстати, до сих пор никак не проявилось желание и возможность оператора связи возвращать деньги от фродовых сервисов своим абонентам в превентивном порядке без их заявления. Сейчас дело происходит следующим образом — все пострадавшие должны заявитьоб этом оператору связи хотя бы по электронной почте или звонком в call-центр, тогда деньги (может быть через день, а может и через неделю) вернут. Те же, кто не подозревают, что попались в ловушку фродового сервиса, свои средства обратно не востребуют. И они остаются для “распила” между оператором связи и контент-провайдером. Правда, контент-провайдера обычно штрафуют за фродовые сервисы на суммы до 90% от их “доли” выручки, поэтому все деньги… остаются у провайдера мобильной связи — кажется, в схеме, с точки зрения поставщика услуг, нет никакого изъяна: в проигрыше только его клиенты. Причем ситуация несколько странная — блокировать префиксы “нарушителей” операторы связи уже научились (по новым правилам для этого им достаточно нескольких часов), кто-то даже внедряет новый функционал своих CPA-платформ, который позволит им проводить мониторинг отправляемых абонентами сообщений практически в online-режиме (чтобы попытаться предотвратить развитие фрода в сети). Но о возврате денег своим клиентам, которые попались в ловушку мошенников, думают мало.