Руководители российской глобальной навигационной системы не оставляют попыток освоить массовый рынок услуг спутникового позиционирования. Первым шагом в данном направлении станет оснащение новых отечественных автомобилей устройствами ГЛОНАСС.
На международном форуме “Глобальные навигационные спутниковые системы и их применение в экономике России” в Москве в выступлении главного конструктора системы ГЛОНАСС Юрия Урличича прозвучали слова о планируемом выходе на массовый рынок навигационного оборудования.
“Мы надеемся в августе на Московском автосалоне показать “Лада Калина” и “Лада Приора”, оснащенные отечественным навигационным оборудованием, — сказал он. — На конец этого года планируется освоение опытной партии таких приборов, а их серийный выпуск ожидается в первом квартале следующего года”.
ГЛОНАСС осваивает все новые и новые рыночные ниши и беспокоиться о ее будущем не приходится. Эта система явно обречена успех, чего не скажешь о множестве других российских космических проектов. В начале 90-х годов в стране разрабатывалось около 20 крупных космических проектов, таких как “Марафон”, “Норд”, “Сигнал”, “СПС-спутник”, “Глобис”, ИГЛОН и ряд других. Из всего этого многообразия выжили, пожалуй, только две системы — ГЛОНАСС и “Гонец”.
И где же сейчас те другие космические проекты? Следы их теряются: серьезные просчеты государственного и научно-технического управления привели к тому, что исчезли не только многие смелые космические проекты и технологии, но с ними и целый ряд предприятий. Все ли страны так бездарно распоряжаются своим научным потенциалом? Думаю, что нет! На последней выставке “Связь-Экспокомм” я видел стенд компании Iridium Communications, на котором был представлен целый спектр современного оконечного оборудования для работы с низкоорбитальными спутниками системы Iridium.
Эта система спутниковой связи (ССС) и ее управляющая компания пережили тяжелые времена, над ними висела процедура банкротства, но новые акционеры сумели спасти предприятие от разорения, сменили стратегию фирмы, сориентировав ее на сектор В2В. Американская ССС выжила, а вот ее российский аналог, проект “СПС-спутник” так и не был реализован. Возможно, прекратили его государственное финансирование, возможно “оптимизировали” саму космическую программу и убрали из нее те проекты, которые уже осуществлены другими странами и в которые мы, по мнению чиновников тех лет, при желании можем “вписаться”.
Так или иначе, но многие наши достижения восьмидесятых и девяностых годов прошлого века мы просто “профукали”. Примерно та же судьба ожидала и систему ГЛОНАСС, космическая группировка которой к 1995 г. была доведена до штатной численности в 24 космических аппарата (КА), а затем из-за отсутствия финансирования начала деградировать и уже в 1998 г. ее численность упала до 11 КА. В начале нынешнего века руководством страны была проявлена политическая воля и систему начали возрождать.
Теперь система ГЛОНАСС становится тем “паровозиком”, с помощью которого можно повысить эффективность целых отраслей народного хозяйства и регионов страны, а также возродить и некоторые ранее начатые отечественные космические проекты. Например, совместно с новым КА “ГЛОНАСС-К” одной ракетой-носителем в декабре будет запущен и спутник ССС “КОСПАС-SARSAT”. Когда-то, наряду с США, Канадой и Францией мы стали инициатором создания этой международной системы поиска терпящих бедствие судов , самолетов и других объектов. И тогда появится некоторая надежда на возрождение российского космического сегмента этой ССС