В июне в Москве прошел седьмой международный форум eLearnExpo '2010, направленный на популяризацию методов электронного обучения и обмен опытом между бизнесом и системой образования в этой области. В рамках форума проходила выставка, на которой российские и зарубежные компании представили оборудование, программы и услуги, а также конференция, посвященная вопросам дистанционного обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Судя по докладам на конференции, интерес к e-Learning, несмотря на многочисленные препятствия, сейчас проявляют и вузы, и предприятия. Более того, методы электронного обучения совершенствуются параллельно с развитием ИКТ, и сегодня речь уже идет о новом подходе, который получил название e-Learning 2.0, а в ближайшей перспективе ожидается e-Learning 3.0 и даже 4.0.
По словам Владимира Ускова, профессора университета Бредли (США), в области электронного обучения смена поколений идёт параллельно с изменениями подходов к использованию компьютеров и Интернета. Сейчас от привычных подходов на базе онлайновых курсов мы переходим к методам, характерным для Web 2.0, — формированию сообществ в области обучения с помощью социальных сетей, использованию блогов, Wiki, виртуальных миров и других передовых технологий. Эти новинки в корне меняют характер электронного обучения, так как обучающиеся превращаются из пассивных слушателей онлайновых курсов в активных участников образовательного процесса.
Отслеживая дальнейше развитие этой концепции, Владимир Усков объяснил, что третье поколение e-Learning подразумевает обучение на базе мобильных технологий, персонализированной интернет-информации и 3D-систем телеприсутствия. А четвертое поколение будет основано на самообучающемся Интернете, который настраивается на конкретного пользователя или организацию. И хотя это звучит несколько фантастически, первые ростки будущего появляются уже сейчас.
Но помимо технологий на распространение электронного обучения влияют и другие факторы. Некоторые из них обсуждались на заседании круглого стола ректоров вузов, ставшем уже традиционным мероприятием форума eLearnExpo. Главная проблема в области применения электронных форм обучения в вузах состоит не в оснащении компьютерами и программными системами, а в перестройке мышления участников процесса. В качестве доказательства Владимир Усков привел результаты опроса специалистов по e-Learning, в котором приняли участие 357 человек из 61 страны. Главным препятствием является отсутствие поддержки руководства вуза и ограниченное видение со стороны администрации перспектив и возможностей электронного обучения. Далее следуют недостаточное финансирование и нехватка преподавателей, которые хорошо знают свой предмет и одновременно умеют использовать методы e-Learning.
Эти данные подтверждают и представители российских вузов. Так, Анатолий Грищенко из Евразийского открытого института подчеркнул лидирующую роль ректора в продвижении дистанционных методов. Именно он должен поддерживать интеграцию электронного образования в общую стратегию вуза, планирование и финансирование, а также сотрудничество с другими организациями, в том числе в плане создания контента.
Многие участники круглого стола отметили нехватку преподавателей, владеющих методами e-Learning. Не секрет, что в наших вузах зачастую работают люди пожилого возраста, которым нелегко осваивать новые подходы.
Но помимо таких общенациональных проблем у нас есть и свои специфические препятствия. Главное из них — недостаточная поддержка электронного образования со стороны государства. Как было отмечено на прошлогодней конференции, в нашей стране до сих пор отсутствует нормативная база для дистанционного обучения. И хотя практически все вузы в том или ином виде используют e-Learning для повышения эффективности образования, законодательной поддержки как не было, так и нет.
К сожалению, за год мало что изменилось. По словам Сергея Щенникова, ректора Международного института менеджмента ЛИНК, по темпам совершенствования технологические и педагогические методы намного опережают нормативную базу.
Более того, сейчас законодательство стало еще консервативнее, чем при советской власти. Тогда в сфере заочного образования были предусмотрены специальные учебно-консультационные пункты; сейчас их нет и не предвидится. При этом категорически запрещен аутсорсинг в образовании, так что вуз не может воспользоваться лабораторной базой другого вуза для обучения своих студентов в дистанционном режиме. В таких условиях, считает Сергей Щенников, электронное обучение не может полноценно развиваться.
Но сдвиги все же, должно быть, произойдут. Сергей Разумов, проректор Академии МУБиНТ, отметил, что недавно был опубликован проект нового закона об образовании, в котором в отдельной главе разрешается образовательная деятельность с использованием дистанционных технологий и Интернета. Предусмотрена также возможность взаимодействия вузов с помощью дистанционных технологий. До 1 сентября проект должен быть вынесен на обсуждение Госдумы. Докладчик выразил надежду, что новый закон будет принят до конца нынешнего года и придаст импульс электронному образованию в нашей стране.
Однако даже в этом случае вряд ли будут решены все проблемы. Например, по словам Сергея Разумова, в законе указано, что право вести образовательную деятельность с использованием электронных технологий может быть дано учебной организации, имеющей специально обученный персонал. Но непонятно, кто и как будет определять, достаточно ли он обучен. Есть и другие неясные моменты. Поэтому важно, чтобы были сформулированы подзаконные акты, иначе закон не будет работать.
Корпоративный сектор также активно осваивает e-Learning. Здесь за год произошли существенные изменения. До кризиса на рынке труда был дефицит кадров, что вынуждало компании брать сотрудников с недостаточной квалификацией, а потом их доучивать. Поэтому шла массовая переподготовка персонала, в том числе и с использованием электронных методов. Сейчас появилась возможность набирать более опытные кадры, и предприятия сокращают бюджеты на обучение.
В итоге на первый план выходят вопросы увеличения эффективности корпоративного обучения и повышения отдачи от внедрения e-Learning. Сотрудники компаний, специализирующихся на решениях для электронного обучения, поделились своим опытом в этой области.
Алексей Корольков из фирмы WebSoft объяснил, как оценивать эффективность обучения с помощью инструментов учебного портала, и показал, что собирая через портал отзывы сотрудников об обучении, проверяя знания с помощью тестов и проводя опрос руководителей об изменении действий персонала в рабочей обстановке, можно достаточно полно оценить результаты корпоративных тренингов.
В связи с сокращением бюджетов на обучение перед компаниями более остро, чем раньше, встал вопрос, кого и чему учить. Здесь может пригодиться модель компетенции, позволяющая определить, какие знания нужны на предприятии и в каких объемах. Руслан Смелянский из RedLab рассказал, как можно построить такую модель с помощью системы управления обучением (LMS).
Многие докладчики подчеркнули, что для успеха проекта e-Learning важно понимать, ради чего он реализуется, а также формулировать цели, чтобы потом можно было определить, какие результаты достигнуты. Для этого имеются разные критерии, и количественные, и качественные.
Но в целом экономический спад негативно отразился на продвижении электронного обучения в корпоративном секторе. По словам генерального директора Центра e-Learning Елены Тихомировой, надежды, что кризис повысит интерес к методам e-Learning из-за снижения расходов, не оправдались, так как многие компании вообще заморозили бюджеты на обучение. Однако с наступлением некоторой послекризисной оттепели появилось понимание, что этот подход действительно экономит деньги и можно попробовать применить его.