Тысячи организаций уже внедрили телефонию по IP-сети и, поскольку выгоды унифицированных коммуникаций (UC) становятся всё очевиднее, стремятся опереться на достигнутое и интегрировать коммуникации воедино. Этот раздробленный рынок представлен крупными вендорами (прежде всего Cisco Systems, продающей полный спектр решений), альянсами (в частности HP с Microsoft, которые предлагают мультибрендовые решения) и мелкими поставщиками, которые специализируются на нишевых решениях. И он является ареной всё более острой борьбы между участниками.
Самые крупные игроки образуют треугольник. Cisco — традиционно сетевой вендор, сумевший охватить многие передовые технологии — имеет портфель продуктов, включающий всё от маршрутизаторов и коммутаторов до IP-телефонов. Это “поставщик всего” для коммерческого сектора.
Avaya пришла на сетевой рынок из мира речевых технологий, использовав свое знание телекоммуникаций, чтобы стать крупным игроком в сфере UC.
Третий крупный игрок в этом пространстве — альянс, включающий HP, Microsoft и других разработчиков, прежде всего Polycom.
Джонатан Эдвардс, аналитик IDC в области UC и корпоративной инфраструктуры коммуникаций, рассматривает этот рынок как поле борьбы двух лагерей — выросшего из телефонии (Cisco, Avaya, Siemens, Alcatel — Lucent) и идущего от ПК (Microsoft, IBM).
В последнее время сформировался лагерь с лозунгом “только не Cisco”, набравший силу после распада партнерства между Cisco и HP. Портфель продуктов HP не самый сильный на рынке UC, но “заточен” под решения Microsoft, что привлекательно для коммерческих заказчиков.
Все вендоры действуют агрессивно, говорит Эдвардс. Линии фронта чётко прочерчены, особенно между Cisco и Microsoft, которые являются лидерами в лагере телефонии и ПК соответственно.
“Каждая компания хочет стать центром рынка UC”, — сказал Эдвардс. Это мультибрендовый рынок по определению, но все игроки стремятся занять его центральную часть. Они выходят на рынок, опираясь на свои сильные стороны (для Microsoft это ПО, для Cisco — сети, для Avaya — речевые технологии и решения для контактных центров).
Ядром стратегии UC является интеграция речевой связи, обмена сообщениями и электронной почты, но вендоры сталкиваются лбами и в другой растущей области, говорит Мишель Уоррен, президент компании MW Research & Consulting. Популярность набирают технологии видеосвязи, и на рынке есть приложения для ПК и системы телеприсутствия многих вендоров. Но главная борьба идет в области приложений, считает она.
Такого же мнения придерживается и Уоррен: “Главное сегодня — это приложения; важно, какой интерфейс проще использовать”.
Но рынок UC в целом только еще формируется. Ожидается, что в ближайшие годы он будет быстро расти. Согласно прогнозу Infonetics Research, к 2013-му его оборот превысит 1 млрд. долл.
“В целом это интересная область. Так получилось, что рынок унифицированных коммуникаций не консолидировался, хотя именно этого ожидали его энтузиасты пять лет назад, — поясняет Джон Бирн, директор бюллетеня Network Business Quarterly. — Рынок не был “убит”, он просто не достиг данной стадии. Конечно, у него большой потенциал в смысле организации коллективной работы и экономии затрат, но он не объединил участников так быстро, как все надеялись”.
Рецессия сделала UC “лишним” расходом, который можно отложить. Активизация разговоров об облачных вычислениях еще больше затруднила дело, считает Бирн. Впрочем, в итоге это может помочь рынку UC, так как к наиболее обсуждаемым темам относятся и унифицированные коммуникации. Будучи предложены в “облаке”, эти решения могут помочь организациям снизить затраты на инфраструктуру и подтолкнуть какую-то часть рынка UC к модели услуг по подписке.
Крупные игроки покупают более мелких, наращивая свои портфели предложений.
“Я наблюдаю, как одни компании поглощают других, чтобы предложить полный спектр продуктов, — говорит Уоррен. — Я бы сказала, что теперь речь в большей степени идет о продаже решений. Это позволяет компаниям действительно контролировать свои расходы на телекоммуникации и командировочные сметы, а также расширить возможности коммуникации с клиентами и внутри организации”.
Технологии достигли такого уровня, что позволяют решать реальные проблемы, как было обещано вендорами уже давно, и сейчас им гораздо проще продавать свои решения самым разным организациям, чем это было всего два или три года назад, утверждает Мишель Уоррен.