После ознакомления с основными выводами исследования российского рынка фиксированного и мобильного широкополосного доступа, представленного J’son & Partners Consulting, складывается впечатление, что операторы “большой тройки” слишком творчески используют возможности своей скоростной “беспроводки”. Во всяком случае, почти достигнув паритета по доходам с “голосом”, уже в 2010 г. совокупная выручка мобильных операторов в этом сегменте превысит доходы операторов фиксированной связи от предоставления услуг ШПД в частном сегменте (более 60 млрд. руб.), а в дальнейшем — явно превысит их. Причем странно — скорости мобильного доступа в 3G не превышают 1—2 Мбит/с, в противовес фиксированному ШПД, где она выше в 5—10 раз. А стоимость такого не очень-то и быстрого доступа для пользователей крайне велика. Однако через три года, если темпы роста будут прежними, количество домашних фиксированных ШПД-подключенийи проникновение (по домохозяйствам) более чем удвоятся по сравнению с 2009 г. — до 30,8 млн. и 54,8% соответственно. Между тем количество мобильных пользователей 3G превысит 71 млн., т. е. формально составит половину населения России. Разумеется, по факту их будет меньше — “двойные” и “тройные” абоненты голосовой связи не редкость, а SIMки для передачи данных будут использоваться не только в смартфонах, нетбуках и модемах, но и в гибридных хотспотах (устанавливаемых не только в офисе, но и в автомобилях), навигаторах, интернет-планшетах, многочисленных “электронных абонентах”, системах M2M для телеметрии и управления различными приложениями — от транспортных и логистических до медицинских и метеорологических. Кроме того, SIM-карты потребуются при изменении форматов торговли — к примеру, увеличении числа пластиковых карт на руках у населения для миниатюрных POS-терминалов для торговых точек.
При этом рынок ШПД, как мобильный, так и фиксированный, будет полностью под контролем операторов “большой тройки” — после приобретения“Синтерры” компанией “МегаФон” и решения о слиянии МТС и “Комстара” все они стали полноценными интегрированными операторами связи. Правда, эта ситуация станет реальностью только в течение трех-пяти лет: приобретения еще надо ассимилировать и научить управленцев принципиально разных по скорости роста бизнесов существовать в одной “упряжке”.
Но поле для деятельности — огромное. Судите сами: по итогам 2009 г. доля доходов российских операторов “большой тройки” от услуг передачи данных в совокупных доходах по России составила около 5—6% (1,2% — по активным пользователям USB-модемов), в то время как у мировых лидеров этот показатель достигает 40—50%. То есть для мобильного интернета все только начинается.
Аналитики J’son & Partners Consulting уверены, что каннибализации фиксированной связи все-таки не произойдет: “большая часть абонентов (50—75% в целом по России) будет пользоваться как фиксированным, так и мобильным доступом”, пишут они в своем отчете. Этому будет способствовать появление более “тяжелого” контента, например телевидения высокой четкости, 3D-телевидения, передача которого по “беспроводке” вряд ли состоится в принципе.
Кстати, миграция к LTEбудет все-таки весьма неторопливой — в этом сомнений не было никогда. Помимо необходимости окупить уже развивающиеся проекты (к примеру, тот же “МегаФон” недавно отдельным решением совета директоров одобрил программу развития компании, включающую в себя дополнительные инвестиции в размере 8 млрд. рублей на строительство в 2010 г. базовых станций третьего поколения) операторы ждут снижения цен поставщиков, которое случится в среднесрочной перспективе. Тем более что дешевле будет мигрировать в сторону LTE через “надстройку” HSPA+ — это позволяет увеличивать пиковые скорости и емкость при сравнительно небольших затратах.
Во многом благодаря такому подходу число активных абонентов 3G в России увеличится с 5,8 млн. в 2009 г. до 13,6 млн. в 2010 г., а в 2014 г. превысит психологически значимую отметку 100 млн. Однако ожидать того, что все эти клиенты будут активными пользователями Сети, не стоит — подсчет здесь формальный: все, кто хоть раз вышел в Сеть через свое мобильное устройство, сразу записываются в искомое число пользователей. Хотя число абонентов, которые получают доступ в Сеть через телефоны с поддержкой 3G, практически сравняется с количеством пользователей USB-модемов (сейчас это основные “интернет-активные” абоненты), а в последующие годы — значительно превысит их. При этом существенная часть пользователей (до 20%) будет использовать для доступа в Интернет 3G-смартфоны и ноутбуки c внешним или встроенным радиомодемом.
Число подключенных к сетям IMT-MC-450 (CDMA-450) абонентских устройств в России по состоянию на конец 2009 г. составило “всего” 1,42 млн. Операторы, использующие эту технологию, в основном “Скай Линк”, постепенно теряют свою рыночную долю под натиском сетей WCDMA/UMTS. Между тем, в регионах, вдали от крупных городов, именно эта технология полноценно лидирует по скорости доступа: модемы от “большой тройки” часто не могут выдать больше 7—10 Кбит/с, перманентно “падая” из режима 3G в EDGE, в то время как модемы “Скай Линка” при подключенной настройке EV-DO вполне спокойно обеспечивают до 400—500 Кбит/с в относительно свободной сети. Так что если в крупных городах эта технология и будет “в загоне”, то для сельских районов еще пару лет конкуренции ей даже не предвидется.