В 2008 г., когда корпорация Google открыла магазин Android Market, где продаются приложения для ее операционной системы с открытым исходным кодом для смартфонов и других мобильных гаджетов, он противопоставлялся более закрытому Apple App Store, в котором торгуют патентованными приложениями для iPhone.
Количество приложений в магазине Android Market превысило 65 тыс. Но теперь безразличное отношение к нему со стороны Google и отсутствие управления, а также некоторые трудности с доступом в магазин начинают создавать проблемы для корпорации.
Программист Джон Леч Йохансен, написавший приложение под Android для своей компании DoubleTwist, занимающейся синхронизацией музыки, опубликовал 27 июня сообщение в блоге, где отметил, что Google не проявляет должной заботы об Android Market и не занимается его подпиткой.
“В Android Market — в отличие от Apple App Store — мало высококачественных приложений”, — пишет Йохансен. Он приводит данные из исследования, проведенного компанией Larva Labs, которые показывают, что Apple платит разработчикам в 50 раз больше, чем Google.
“Хотя Android Market доступен в 46 странах, разработчики могут предлагать программы на продажу только в 13-ти из них. К тому же цены на иностранные приложения не переводятся в местную валюту, а разработчики не имеют возможности варьировать цены для каждой страны. Что еще хуже, так это то, что за созданное за рубежом приложение нельзя заплатить картой AmEx или выслать чек по почте. Кроме того, не ведутся журналы внесенных в приложения изменений”.
Основная претензия Йохансена заключается в том, что в этом канале сбыта постоянно нарушаются авторские права и права на торговые марки. “144 приложения, задающих тип телефонного звонка, носят характер спама (и явно нарушают авторские права)… Они оплачиваются с помощью рекламных объявлений Google”.
На эти претензии стоит обратить внимание, поскольку они исходят от программиста, написавшего приложение DoubleTwist для Android. На форуме Android Market, куда посетители обращаются за помощью, можно найти и другие.
Google отказалась от комментариев. Но наблюдатели, такие как Джон Бетл, и некоторые аналитики обратили внимание на поднятые вопросы.
“Apple уделяет основное внимание дизайну и удовлетворению потребностей пользователей, и вы платите за удовлетворение своих особых потребностей. А Google руководствуется техническими соображениями и идеей, что ПО должно быть бесплатным или почти бесплатным, — сказал в интервью еженедельнику eWeek отраслевой аналитик Роб Эндерли. — В результате Apple создала, по крайней мере, первоначально, гораздо более удачную модель, тогда как Google испытывает трудности”.
Аналитик Эйви Грингарт из Current Analysis заявил корреспонденту eWeek: “Я отнюдь не уверен, что безразличное отношение Google к своему магазину способствовало повышению качества продаваемых приложений. Скорее, наоборот. В долгосрочной перспективе, конечно, не исключено, что открытый характер Android Market приведет к появлению там выдающихся приложений, но пока что с помощью целенаправленного управления процессом удается добиться большего эффекта”.
Есть и другие проблемы. Иногда перестает работать счётчик загрузок, как это случилось 12 июня. А порой выходит из строя весь магазин, как это было в течение 30 минут 23 июня.
Google привлекла к себе внимание и тем, что реализовала функцию удаленного стирания приложений (kill switch), чтобы удалить с устройств под управлением Android два приложения, которые могли содержать вредоносный код.
Аналитик Ван Бейкер из Gartner сказал корреспонденту eWeek: “В настоящее время данная проблема находится вне поля зрения, но вполне возможно, что масштабное заражение устройств высветит слабости подхода, которого придерживается Google. В деле выявления опасных приложения корпорация полагается на пользователей вместо того, чтобы самостоятельно проводить тестирование. В конечном счете, ей придется отказаться от такой практики и, по крайней мере, самостоятельно тестировать приложения с целью выявления вредоносного кода и нарушения безопасности. Риску подвергается репутация Google, а не законопослушных разработчиков”.
Если не удастся решить проблемы приложений типа спама, нарушения законных прав и доступа к приложениям в магазине, разработчики могут переметнуться из Android Market в Apple App Store.
Хотя некоторые называют применяемый в App Store подход драконовским, это лучший магазин в своей категории.
“Если Google не исправит недостатки своего Android Market, то учитывая, что большинство разработчиков одновременно пишут приложения для Apple, часть из них перейдет к Microsoft или HP, — считает Эндерли. — У Google есть примерно шесть месяцев на устранение недостатков, пока не начался отток программистов, которые, однажды уже обжегшись, вряд ли вернутся назад”.
Бейкер считает, что Google не станет доводить дело до этого: “Недавнее исследование, с которым я ознакомился, показало, что доля разработчиков, интересующихся Android, примерно равна доле тех, кто заинтересован в создании приложений для Apple. Перспективы развития Android будут по-прежнему привлекать программистов, как и размеры принадлежащего Apple рынка. В конечном счете, для них важно большое и растущее количество устройств”.
Тем временем, Google, возможно, пожелает воспользоваться советом сайта GigaOm, который порекомендовал корпорации управлять отбором приложений для магазина и усовершенствовать имеющийся в Android Market механизм поиска.