Вопросы обеспечения безопасности граждан в мегаполисах становятся все более актуальными. Проект “Cоциальная розетка”, выдвинутый ФГУП ”Московская городская радиотрансляционная сеть” (МГРС), при определенных условиях может перерасти границы столицы, охватить десятки городов страны и потребовать до 50 млрд. руб. капиталовложений. Но пока даже Минкомсвязи не готово поддержать столь амбициозное предложение МГРС.
Новая команда управленцев, пришедшая к руководству МГРС три года назад, провела большую работу по реконструкции сетей проводного вещания в Москве. Техническая база МГРС, сложившаяся за 75 лет существования предприятия, обновляется буквально на глазах. Одной из заметных инициатив последнего времени стал проект внедрения “социальной розетки” для москвичей. Он удостоился грамоты выставки “Инфоком-2007” как лучший социально значимый проект, а в 2009-м на выставке “Связь-Экспокомм” получил одобрение президента РФ Дмитрия Медведева.
Проект предусматривает масштабную замену существующих радиоточек проводного вещания (ПВ) “социальными розетками”, которые обеспечивают гарантированное адресное (вплоть до отдельной квартиры) оповещение граждан о чрезвычайных ситуациях, возможность мгновенной связи с экстренными службами, доступ к цифровому телевидению и радио, электронным государственным услугам по Интернету.
Устройство “социальная розетка” представляет собой интерфейс, состоящий из динамика оповещения, тревожной кнопки для связи с экстренными службами и пульта доступа к дополнительным социальным инфокоммуникационным услугам — восьми каналам телевидения в рамках первого мультиплекса и трем каналам проводного радио, а также доступа в Интернет со скоростью 64 кбит/с (к социально-значимым сайтам и услугам электронного правительства).
На “социальной розетке” есть коаксиальный ТВ-разъем и интерфейс RJ-45 для доступа в Интернет. Вместо одного кабеля радиоточки теперь надо подвести три: к проводу для оповещения добавятся коаксиальный для доставки ТВ и неэкранированная витая пара UTP для подключения к Интернету. Сами услуги телевещания и доступа в глобальную сеть МГРС не оказывает, для этого компания заключает договора с соответствующими операторами. Сейчас проект “Социальная розетка” проходит испытание в опытной зоне в Кунцево, где новым сервисом охвачено порядка 500 домохозяйств. Здесь он реализуется на основании постановления правительства Москвы № 447-ПП.
И хотя проект “Социальная розетка” и в Москве-то пока сильно не продвинулся и не вышел за рамки ограниченного эксперимента в одной из новостроек столицы, МГРС рискнуло в июне выдвинуть его на рассмотрение рабочей группы №6 “Космос и телекоммуникации” при Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России при Президенте РФ и предложило придать ему федеральный масштаб.
Согласно предложению, к 2015 г. системой “Социальной розетки” планируется охватить весь жилой фонд в Москве и Санкт-Петербурге, а также еще в 37 городах России с высокой плотностью населения и имеющие потенциально опасные объекты с точки зрения техногенных катастроф. В этих 39 городах проживает 30% населения России.
В рамках представленного проекта оператор проводного вещания (в Москве — это МГРС) отвечает за систему централизованного оповещения и связь с экстренными службами через тревожную кнопку. Услуги доступа в Интернет и ТВ для пользователей “социальной розетки” предоставляют операторы связи — партнеры проекта, которые развертывают свои сети на базе линейно-эксплуатационных объектов модернизированной сети проводного вещания. Абонентская плата за “социальную розетку” для населения не будет выше, чем плата за радиоточку, отметил Вячеслав Иванюк, генеральный директор МГРС.
Согласно проекту, на развертывание “социальной розетки” в Москве и Санкт-Петербурге до 2015 г. необходимы совокупные инвестиции в объеме 16,5 млрд. руб., в остальных городах — около 33 млрд. руб. При этом затраты из федерального бюджета составят не более 14% от уровня совокупных затрат, а внебюджетные источники — 56%. Основой для реализации проекта является государственно-частное партнерство с участием таких структур как МЧС, Минкомсвязи, государственные органы субъектов РФ. Особенностью проекта является преимущественное использование оборудования российских производителей.
Инвестиционный план проекта предусматривает разделение финансовой ответственности между участниками проекта: оператор сети проводного вещания отвечает за эксплуатацию системы ПВ за счет абонентской платы, застройщик финансирует создание инфраструктуры в домах новостройках, субъект федерации переоборудует системой “социальной розетки” существующий квартирный и жилой фонд, средства федерального бюджета направляются на модернизацию сетей проводного вещания.
По словам г-на Иванюка, в Москве уже сделан первый шаг и подготовлены соответствующие распорядительные документы, меняющие строительные нормы и правила и рекомендации по строительству слаботочных систем в новостройках и реконструируемых домах. Предложение МГРС заслуживает внимания и с точки зрения социальной, и с точки зрения безопасности. Оно хорошо стыкуется с внедряемой “Системой 112” и сравнительно легко может быть реализовано как в Москве, так и в Питере. Но в регионах ситуация совсем другая.
На это и обратил внимание в ходе обсуждения заместитель министра связи и массовых коммуникаций Наум Мардер. Он отметил, что проект в целом интересный, но не проработанный: создается слишком большая нагрузка на бюджеты субъектов федераций, в регионах отсутствует нормативная база для участия застройщиков в этом проекте, не проработаны вопросы участия межрегиональных компаний “Связьинвеста”.
Кроме того, проект потребует большого объема строительства сетей проводного радио в регионах: сейчас за пределами Москвы и Санкт-Петербурга действует всего 1,5 млн. радиоточек по сравнению с 40 млн. радиоточек до 1991 г. Подавляющее большинство регионов в стране — дотационные. И если у них не было денег на поддержание существовавших сетей ПВ, то откуда возьмутся деньги на новое строительство?
Поэтому замминистра указал, что сначала необходимо провести пилотный проект “Социальной розетки” в одном из регионов за пределами Москвы и Санкт-Петербурга (в северной столице аналогичный проект пока только предполагается запустить). И лишь после анализа результатов регионального проекта можно будет вернуться к рассмотрению представленного федерального проекта “социальной розетки” на рабочей группе президентской комиссии.
Можно добавить, что с учетом социальной значимости, общественной важности и межрегиональных масштабов, такого рода проекты могут претендовать на тот тип финансирования, который осуществляется в рамках универсальной услуги связи. Это позволит компенсировать затраты на реализацию сервисов не только местных служб ПВ, но и всех других участников проекта.