Компания Asustek Computer известна в России, наверное, каждому опытному компьютерному пользователю прежде всего как крупнейший поставщик системных плат для ПК и один из лидеров рынка ноутбуков. Кроме того, именно Asustek стала родоначальником популярного ныне сегмента нетбуков, а на прошедшей в начале июня выставке Computex'2010 она представила ряд новых разработок, привлекших к себе широкое внимание. В конце июня CEO компании Asustek Computer Джерри Шен посетил Москву с краткосрочным визитом, в ходе которого дал интервью нашему изданию. С ним побеседовал 1-й заместитель главного редактора PC Week/RE Игорь Лапинский.
PC Week: Чем обусловлен ваш приезд в Москву и каковы его основные цели?
Джерри Шен: Это мой третий визит в Россию, и на сей раз основная его цель — представить на местном рынке ряд новых продуктов нашей компании. Кроме того, я воспользовался возможностью посетить вместе с нашими российскими менеджерами по продажам и маркетингу ИТ-мол “Горбушка”, чтобы самому посмотреть, как наша продукция представлена и продается в таком известном месте, как она выглядит на фоне конкурентов. Это дает нам очень важную информацию для развития бизнеса. Могу сказать, что за последние два года наши позиции тут явно улучшились и в целом я остался доволен увиденным.
PC Week: Последние полтора года были очень сложными для всей ИТ-индустрии и многое изменили на рынке. Как бы вы сформулировали критерии выживания и достижения успеха на рынке ПК сегодня?
Д. Ш.: Рецепт тут довольно простой, вот только реализовать его совсем не просто. Мы сейчас занимаем ведущие позиции на рынке ноутбуков в России и входим в первую пятерку крупнейших мировых производителей мобильных ПК, но вместе с тем хорошо понимаем, что нам нужно много работать для сохранения и упрочения своих позиций. Мы отталкиваемся прежде всего от продукта и исходим из того, что он должен быть инновационным и ориентированным на потребности покупателей. У нас есть такое понятие, как Unique Selling Point, под которым мы подразумеваем некие уникальные особенности продукта, на которые делается ставка при его продвижении и продажах. Такими особенностями, по нашему мнению, должно обладать любое, произведенное нами устройство. Кроме того, конечно, многое определяет ценовая политика компании и скорость вывода новых продуктов на рынок. Вот, пожалуй, все основные секреты. По сути они мало изменились.
PC Week: Asus в кризисный период тоже столкнулась с серьезными проблемами. Какие риски для вас оказались наиболее существенными?
Д. Ш.: Действительно, в прошлом году первые два квартала оказались для нас сложными, хотя по результатам года Asus все же осталась с прибылью. Одна из проблем, с которой мы столкнулись, — это организация эффективного контроля за расходами и четкого управления всем бизнесом компании в условиях мирового кризиса. Наши основные усилия были направлены именно на это, и, как вы, наверное, уже знаете, в компании была проведена реорганизация с выделением трех основных бизнес-направлений: System, Open Platform, Handheld. Естественно, мы столкнулись и с ценовыми войнами в результате смещения спроса в нижний ценовой сегмент и обострения конкуренции на рынке. Но у нас было четкое понимание, что предлагая массовые продукты по доступной или даже минимальной цене, мы также должны продолжать разработку инновационных устройств, в том числе класса high-end. Как раз это позволило нам представить сейчас новинки в серии U Bamboo Collection, а также ноутбуки NX90, обеспечивающие, по нашему мнению, лучшее на данный момент качество воспроизведения звука по сравнению с другими предлагаемыми на рынке мобильными ПК.
PC Week: Выпуская сейчас на рынок ноутбуки премиум-класса вы исходите из того, что спрос на дорогие модели восстанавливается?
Д. Ш.: Наши данные свидетельствуют о том, что с началом кризиса соотношение продаж в сегменте массовых продуктов и категории high-end в штучном выражении в принципе не изменилось. До кризиса доля массовых продуктов в продажах составляла порядка 70%. Практически такой же она и осталась. Другое дело, что цены в обоих этих сегментах снизились. Если раньше цена ноутбуков премиум-категории начиналась от 1000 долл., то теперь нижняя ценовая планка для них опустилась до 800 долл.
PC Week: Складывается впечатление, что на рынке мобильных решений основным законодателем мод с некоторых пор стала компания Apple, а другие производители вынуждены ее догонять, хотя с технической точки зрения продукты Apple не столь уж совершенны. Как вы можете объяснить этот феномен?
Д. Ш.: Apple делает правильные вещи и притом вовремя. Она ломает стереотипы и устанавливает новые плавила на рынке. Ей удалось выпустить один за другим несколько революционных продуктов: iPod, затем iPhone, который стал лидером в сегменте коммуникаторов, и, наконец, iPad. У каждого из этих продуктов, на мой взгляд, есть две основные особенности. Во-первых, они реализованы с достаточно высоким качеством, а во-вторых, имеют простую функциональность, рассчитанную на обычного пользователя. Это видно и по iPod, и по iPad — они хорошо работают и при этом просты в освоении и использовании. Поэтому с ними произошло то же самое, что и с нашим семейством Eee PC. Когда мы выпустили первый нетбук, это был революционный продукт, нечто неизвестное доселе на рынке. И он стал настолько успешным, что сформировал новый сегмент рынка персональных мобильных компьютеров. Сейчас мы развиваем данное семейство и недавно показали на Computex наши планшеты Eee Tablet и Eee Pad. В них мы отчасти используем опыт Apple, т. е. обеспечиваем стабильную работу, высокое качество и легкость в освоении. Но по сравнению с Apple мы пойдем несколько дальше. Например, в качестве основного беспроводного интерфейса мы планируем реализовать в этих устройствах не 3G (это уже не новая технология), а 4G (WiMAX). Кроме того, помимо ввода данных с помощью экранной клавиатуры мы также предложим возможность пользоваться стилусом и обеспечим распознавание рукописных символов. Сначала такая возможность будет реализована для английского и китайского языков, а затем для ряда других, включая русский. Кроме того, отдельные модели Eee Pad можно будет доукомплектовать док-станцией, которая превратит планшет в практически полноценный ноутбук.
PC Week: Многие эксперты связывают успех продуктов Apple с предложенными для них онлайновыми сервисами. А что на этот счет думают в Asus?
Д. Ш.: Мы всерьез задумались о сервисах еще два года назад и уже некоторые реализовали. В частности, обладатели наших нетбуков могут воспользоваться облачным сервисом Eee Storage для хранения своих данных в онлайновом хранилище. Бесплатно предоставляемый объем — 20 Гб. Мы также реализовали онлайновый сервис @wave для загрузки приложений, большая часть из которых бесплатна. На сегодняшний день он насчитывает порядка 20 тыс. пользователей, и их число постоянно увеличивается. Вместе с тем мы активно сотрудничаем с лидерами индустрии, такими как Microsoft и Google, чтобы их сервисы были совместимы с нашими продуктами и наши покупатели могли воспользоваться такими сервисами. То есть я бы сказал, что мы развиваемся в двух основных направлениях: по-прежнему много внимания уделяем рынку ПК, но при этом активно движемся в сторону облачных сервисов.
PC Week: В настоящее время для мобильных решений представлено несколько программных и аппаратных платформ, и вы поддерживаете большинство из них (в отличие от Apple, которая сфокусирована на собственной платформе). Но ведь создавать, продвигать и продавать устройства, базирующиеся на разных платформах, — это сложная задача, требующая значительных ресурсов. В чем вы видите целесообразность такого подхода?
Д. Ш.: Хотя основной для нас остается архитектура x86, мы всегда смотрим по сторонам и стараемся исследовать возможности разных платформ. Иногда даже выпускаем пробные продукты на базе не самых популярных из них на текущий момент. Отчасти это связано с теми перспективами, которые мы видим в технологии облачных вычислений. Мы полагаем, что в будущем будут сосуществовать две формы компьютинга: классический (ориентированный прежде всего на профессиональную аудиторию) и облачный (для широкого круга пользователей). А пользователю облачных сервисов в общем-то все равно, на какой платформе выполнено его устройство, поскольку интерфейс приложений определяется сервисом и остается единым для всех. Нам же, как производителю, поддержка разных платформ дает необходимую свободу в выборе решений.
PC Week: По данным IDC, в I квартале нынешнего года вам удалось удвоить свою рыночную долю на рынке ноутбуков в регионе EMEA по сравнения с I кварталом 2009 г., увеличив продажи на 131,6%. За счет чего удалось достичь такого роста, если падение продаж в I квартале прошлого года составило всего 12,2%?
Д. Ш.: Дело в том, что в этом регионе мы стали больше внимания уделять моделям массового спроса (mainstream), тогда как раньше фокусировались прежде всего на верхнем ценовом сегменте. При этом, предлагая в сегменте mainstream продукты по конкурентоспособной цене, мы стараемся выделить их на общем фоне, заимствуя дизайнерские элементы и некоторые функциональные особенности моделей более высокого ценового диапазона. Одновременно мы предприняли ряд мер для развития канала продаж и обеспечения доступности нашей продукции на рынке. Все это дало положительный эффект.
PC Week: Судя по опубликованным в прессе интервью, вы сами очень увлечены технологиями. Какими устройствами вы пользуетесь в офисе и дома? Всегда ли это продукция Asus?
Д. Ш.: В принципе для большинства задач мне вполне достаточно тех устройств, которые производит наша компания. Например, в качестве мобильного телефона и коммуникатора я использую Garmin-Asus M10, для заметок на ходу — Eee Pad. Кроме того, у меня есть нетбук Eee PC — он особенно удобен в поездках, а в качестве рабочего ноутбука пока предпочитаю легкий и тонкий ноутбук UL30 с 13-дюймовым экраном. С одной стороны, он обеспечивает необходимую мне для полноценной работы функциональность и производительность, а с другой — способен длительное время функционировать в автономном режиме. Однажды, когда я летел в Ганновер на CeBIT, поспать не получилось и я провел время, работая с ноутбуком. Его хватило примерно на 10 ч, что меня самого весьма сильно удивило. Правда, сейчас я думаю сменить эту модель на более новую UL35 или UL45, еще более мощную и “долгоживущую”.
Вместе с тем я нередко беру в руки и наиболее интересные устройства других производителей, чтобы посмотреть, насколько они хороши, в чем заключаются их достоинства и недостатки. Это позволяет мне быть в курсе того, что происходит в нашей индустрии в техническом плане, и объективно оценивать, как продукты Asus выглядят на фоне конкурентов.
PC Week: Россия далеко не всегда оказывается в ряду стран, с которых производители начинают продажи своих новинок. Могут ли российские пользователи рассчитывать на то, что окажутся в числе первых, кто сможет приобрести новинки Asus вроде Eee Tablet и Eee Pad?
Д. Ш.: Россия у нас всегда находится в списке первых стран для запуска новых продуктов. Этот список небольшой, особенно если речь идет о таких устройствах, как Eee Pad, потому что помимо производства самого устройства необходимо еще выполнить его локализацию, заключить соглашения с контент-провайдерами и т. д. Но относительно Eee Pad могу заявить, что российские пользователи точно смогут приобрести его в числе первых.
PC Week: Спасибо за беседу.