Если вы продаете за несколько дней миллионы экземпляров нового устройства, причем только что анонсированного и выведенного на рынок совсем недавно, — готовьтесь к тому, что минимальные недостатки вашего “железа” будут раздуты и упомянуты в тысячах богов и сотнях публикаций.
Ярким примером тому может служить история с новым iPhone 4 от компании Apple — реализовано 3 млн. устройств за 3 недели, причем 1,7 млн. штук в первые три дня — феноменальный успех. Конечно, проблемы должны были обнаружиться — и они, разумеется, нашлись.
Определенная часть пользователей утверждала, что стоит им “неправильно” взять новый iPhone, как происходит “реальное ухудшение качества связи”. Впоследствии, впрочем, выяснилось, что это случается только в местах с нестабильным покрытием сети, а причина в том, что при “неправильном” удержании телефона в руке может замкнуть встроенные в него антенны. Этот эффект уже окрестили “убийцей сигнала” и “смертельным объятием”: на самых обычных, не просвещенных в технике пользователей, такие словосочетания действуют, конечно, впечатляюще.
Правда, спрос на iPhone 4 от этого не упал — в фирменных салонах Apple консультантам все-таки удается убедить пользователей в том, что все не так страшно (как, собственно, и есть на самом деле). Кроме того, значительная часть покупателей уже работала с терминалами iPhone предыдущего поколения — их не надо уговаривать, они и так достаточно заинтригованы новым устройством.
Тем не менее, что не говори, “антенная истерия” упала на благодатную почву — после десятков репортажей по ТВ, не отличавшихся обилием технических деталей, которые в данном случае важны, миллионы пользователей стали более внимательно приглядываться к новом устройству. И некоторые из них, конечно, обнаружили те или иные проблемы в своих смартфонах.
Хотя в общей массе счастливых обладателей iPhone 4 проблемы со встроенной антенной отметило не так уж много абонентов (всего 0,55%), 16 июля Стив Джобс провел на эту тему специальную пресс-конференцию, которую, как и анонс новых моделей Apple, транслировали в Сеть многие интернет-ресурсы. Выяснилось, что только 1,7% купленных iPhone 4 возвращают в магазин (по сравнению с 6% iPhone 3Gs), причем среди причин были указаны и вполне тривиальные — “не устраивает цвет корпуса”. Кроме того, по словам Стива Джобса, из-за проблем с антенной iPhone 4 теряет всего на один звонок из каждых ста больше, чем iPhone 3GS. В качестве бонуса “всем, кто считает, что их затрагивает эта проблема”, руководитель Apple предложил альтернативу: бесплатный чехол (“бампер”), компенсацию стоимости такого чехла, если абонент его уже успел купить, а также возможность сдать свой терминал обратно в любой точке света, где официально продается или будет продаваться iPhone 4. Кстати, аналитики швейцарского инвестиционного банка UBS подсчитали, что бесплатная раздача резиновых чехлов обойдется калифорнийской корпорации в 3 цента за один аксессуар, да и далеко не все пользователи захотят получить этот аксессуар в принципе. Таким образом, потери Apple будут минимальными и явно ниже тех, которые предсказывали специалисты ранее — никакого отзыва устройств с рынка не будет, поэтому прогнозировавшиеся потери в размере 1,5 млрд. долл. так и останутся только в прогнозах.
Вместе с тем несмотря на то, что проблема с iPhone носит локальный характер, руководитель Apple с сожалением признал, что современные смартфоны не всегда совершенны: “Мы люди. Мы делаем ошибки, и быстро находим их. Поэтому у нас самые лучшие и лояльные покупатели в мире”. Но извиняться отказался: “Вы знаете, мы получаем от покупателей положительные отзывы, и мы делаем все, чтобы помочь им решить проблемы, если они возникают. Что касается инвесторов, то акции упали всего на 5 долл. Не думаю, что я должен просить прощения”.
Самое интересное, что, по мнению г-на Джобса, обнаруженная в iPhone 4 проблема есть и в iPhone 3GS, причем в iPhone 4 она даже менее выражена. “Мы не знали, что такая проблема появится, — завил он. — Но ее раздули просто до невероятных размеров”. И в чем-то он прав.
Кстати, в этой связи многие производители аксессуаров для iPhone решили “ловить момент” — кроме различных “специальных чехлов”, на рынке сразу появилось огромное число решений, помогающих “улучшить прием” и “блокировать от замыкания встроенную антенну”. Многие из этих устройств типа “спасительный пластырь” представляют собой наклейки, выполненные в виде пластыря разных цветов, которые изолируют ободок-антенну от соприкосновения с ладонью владельца устройства. Если раньше они стоили несколько центов, то сейчас это хит продаж в любом интернет-магазина аксессуаров — все эти Antenn-aid подорожали в сотни раз и стоят уже по доллару за единицу: отличный бизнес на слухах. Радует, что хоть юмор “создателям” наклеек на изменяет — в графе для указания технических характеристик можно прочитать и такое: “Ummm... It`s a sticker”.