Как оказалось, сервис BlackBerry, идеальный вариант обмена защищенными электронными сообщениями для корпоративных клиентов по всему миру, которому существует множество программных аналогов, используют и террористы. Именно поэтому страны с высокой угрозой новых терактов требуют от канадской Research in Motion (RIM) большего сотрудничества, что позволило бы им получать данные о информации, отправляемой с конкретных номеров в оперативном режиме.
В начале августа власти Объединенных Арабских Эмиратов объявили о приостановке с 11 октября текущего года действия телекоммуникационный сети, обеспечивающей работу на национальной территории мобильных телефонов BlackBerry. По сути, это некоторая демонстрация намерений — легкая угроза, которая все-таки может быть реализована, если в Research in Motion не пойдут на встречу и не станут сотрудничать в плане передачи информации. В опубликованном заявлении местного регулятора рынка (который, к слову, возглавляется не чиновником, а военным в ранге генерала) сказано, что “предоставляемые BlackBerry определенные услуги связи позволяют абонентам действовать за пределами законной отчетности, создавая для ОАЭ юридические и социальные проблемы, а также проблемы в области безопасности”. Месяцем ранее о подобной же проблеме заявляли государственные органы власти Индии, Кувейта, Саудовской Аравии. Кроме того, Еврокомиссия, высший постоянный исполнительный орган Евросоюза, предписала своими сотрудниками прекратить пользоваться мобильными телефонами BlackBerry. В результате всем 32 тыс. человек, работающим в различных подразделениях Еврокомиссии, было рекомендовано пользоваться смартфонами iPhone американской компании Apple и Wildfire тайваньской компании HTC, но не BlackBerry.
В целом, BlackBerry используется не только частными корпорациями. Это любимая “игрушка” государственных органов власти, которые смогли установить с Research in Motion индивидуальные условия сотрудничества. К примеру, значительная часть персонала посольств США во многих странах использует это устройство, но в ограниченном режиме — только для работы с электронной почтой. Отправлять SMS и совершать голосовые звонки, выходить в Сеть с этих устройств запрещено — для этого используются терминалы Sectera Edge или другие более защищенные устройства. Отличительная особенность BlackBerry по сравнению, к примеру, с iPhone — продвинутые инструменты настройки для администратора, которые позволяют не только устанавливать лимиты на связь, но и “видеть” всю активность владельца подобного устройства. Доступа к такой “контрольной панели” и добиваются компетентные органы ряда азиатских государств — дело в том, что в США купить BlackBerry может и частный пользователь, а “привязать” устройство можно любой бесплатной службе электронной почты: от Yahoo до Google.
Очень вероятно, что до тотального запрета подобного сервиса дело все-таки не дойдет: правда, передавать ключи от шифров Research in Motion не будет. Возможны несколько основных вариантов развития ситуации. Первый и основной — четкая авторизация конкретных рабочих мест в правоохранительных органах той или иной страны, которые могут запрашивать и получать данные по упрощенной процедуре. То есть, если органы безопасности той же Индии или ОАЭ взяли “на карандаш” какой-то номер, используемый в BlackBerry, данные с него будут оперативно загружены по компьютерной сети. Будет ли это сотрудничество организовано под эгидой Интерпола или Министерства Национальной безопасности США (которое и так имеет прямой и вряд ли чем-то ограниченный доступ к этому сервису, пусть он и находится формально на территории Канады), не имеет значания — главное, чтобы работало. Второй вариант — модификация работы сети. Вполне можно договориться, что для корпоративных пользователей в указанных выше странах ничего не меняется, а вот “частники”, оказавшиеся в роуминге (они и составляют группу риска), будут обслуживаться через серверы, установленные в ЦОДах местных операторов связи. Там же будут обрабатываться данные всех местных заказчиков (так это реализуется в России, например). Таким образом, опять же не раскрывая протоколов передачи данных, местным правоохранительным органам будет выделено оперативное пространство, где они могут производить мониторинг информации в режиме online.
Очень вероятно, что будут использоваться обе этих схемы — все-таки Research in Motion давно сотрудничает с европейскими и американскими спецслужбами, помогая им осуществлять оперативное сопровождение подозрительных абонентов (наивно полагать, что система “Эшелон” не фильтрует такие сообщения). Подключению же новых получателей подобной часто весьма ценной информации мешают исключительно бюрократические сложности, но разработать какую-либо “упрощенку” для них все-таки можно.