Внезапная отставка Марка Хёрда с поста председателя правления и генерального директора Hewlett-Packard, связанная с допущенными им нарушениями корпоративной этики, на некоторое время оказалась в центре новостей о корпорации. Однако, по мнению аналитиков, благодаря Хёрду, который руководил ею на протяжении последних пяти лет, HP сможет преуспевать и дальше.
Вечером 6 августа совет директоров HP объявил, что Хёрд решил подать в отставку после проведенного расследования в связи с обвинениями в сексуальных домогательствах, выдвинутыми бывшим подрядчиком HP.
Основываясь на данных внутреннего расследования, совет счел обвинения в адрес Хёрда необоснованными, но признал, что тот нарушил принятый в корпорации порядок ведения бизнеса, в частности, фальсифицировал отчеты о расходах, чтобы скрыть свои личные отношения с подрядчиком.
Исполнение обязанностей генерального директора HP возложено на финансового директора Кэти Лесьяк, а для подбора преемника Хёрда создана комиссия.
Отраслевые аналитики избегают комментировать причины отставки Хёрда, сосредоточившись на том, чего он вместе со своей командой управленцев сумел добиться в HP за последние пять лет, став преемником Карли Фиорины, политика которой вызывала немало споров.
“Хёрд неизменно вел дело к расширению портфеля корпорации и к наращиванию ее и без того больших активов за счет стратегических приобретений, — пишет в своем аналитическом докладе Эзра Готхейл, старший аналитик компании Technology Business Research. — Покупка 3Com за 2,7 млрд. долл., о которой было объявлено в ноябре 2009 г., укрепила ее позиции в области сетевых продуктов, а анонсированное в апреле 2010 г. приобретение Palm за 1,2 млрд. долл. позволило сразу занять сильные позиции для выхода на рынок смартфонов и заполучить современную операционную систему для мобильных устройств. Наряду с поглощением EDS и рядом других более мелких стратегических поглощений это помогло HP приблизиться к поставленной Хёрдом цели — стать провайдером всего спектра ИТ-решений”.
С Готхейлом согласен Мартин Рейнольдс, аналитик из Gartner. “Хёрд произвел в HP ошеломляющий переворот, перенеся центр тяжести на точное измерение расходов и результатов деятельности. Это превратило HP в систему контроля затрат, — пишет в своем докладе Рейнольдс. — Однако, благодаря подходу Хёрда HP стала восприниматься как поставщик недорогих решений в ущерб имиджу инновационной корпорации (что гораздо лучше, чем быть инновационной, но бесприбыльной). Не думаю, что в HP понизится уровень исполнительской дисциплины. Хёрд добился результатов с помощью своей команды, а она будет по-прежнему реализовывать его план”.
Что будет дальше с HP? Вот по-настоящему интересный вопрос. По словам Готхейла, у корпорации есть свои проблемы. Этот крупнейший производитель ПК в мире сталкивается с новыми конкурентами, такими как Acer и Samsung, особенно в области товаров для СМБ. Apple, выпустившая iPhone и iPad, тоже является сильным соперником. А кроме того, IBM по-прежнему будет конкурировать с HP в области НИОКР и поставок ИТ-продуктов и сервисов для крупных предприятий.
Хёрд, в частности, обеспечил новому генеральному директору возможности для наращивания бизнеса HP в сфере ПО, что поможет корпорации в соревновании с IBM, считает Готхейл.
“Есть шанс изменить роль, которую играет подразделение HP Software. Отказаться от нынешнего медленного наращивания объемов производства и сделать его движущей силой увеличения дохода и прибыли наподобие IBM Software, — сказал он. — При этом могут возникнуть проблемы, связанные с тем, что у IBM ПО повышает ценность аппаратных платформ, а HP в настоящее время использует ПО для расширения продаж своего оборудования. ПО приносит высокую прибыль, но позиция HP предполагает большие скидки”.
Хёрд вел HP в указанном направлении, считает Готхейл. В подтверждение он ссылается на поглощение таких компаний как Mercury Computing, Opsware, SPI Dynamics и других, а также рост дохода от продажи ПО с 1 млрд. долл. в 2005 г. до 3,5 млрд. долл. в 2009 г.
“С помощью Энн Ливермор, руководителя подразделения HP Enterprise Business, Хёрд обеспечил капитал, необходимый для перестройки HP Software, и создал возможности для одного из самых крупных преобразований в области производства ПО за последние пять лет”, — утверждает Готхейл.
Кроме того, сейчас у HP есть шанс продолжить вторжение на потребительский рынок, на котором в прошлом она действовала не слишком агрессивно. “Под руководством Хёрда HP преодолела свою прежнюю сдержанность на рынке товаров массового спроса благодаря весьма успешной кампании под лозунгом “ПК вновь становится персональным”, — отметил Готхейл. — Растущая доля мирового рынка ПК помогла корпорации справиться с образовавшейся в связи с восстановлением экономики нехваткой компонентов”.
Рейнольдс из Gartner сказал, что новый генеральный директор будет располагать хорошими возможностями, чтобы поднять HP на более высокий уровень: “Необходимо выработать у массового потребителя положительную реакцию на торговую марку, отношение к корпорации как производителю продуктов, которые должны у вас быть. И ничто не заставляет корпорацию действовать поспешно. Так что у правления есть время, чтобы правильно определить, какой должна стать HP в будущем и кто станет ее клиентами”.