Российский ИТ-рынок сильно сократился из-за экономического кризиса, но еще больше пострадал сегмент ИТ-обучения, поскольку предприятия в первую очередь урезали именно образовательные бюджеты. В этой ситуации учебным центрам пришлось нелегко.
Однако на помощь пришло государство. Так, в минувшем учебном году “Академия АйТи” заработала 348 млн. руб., из которых около половины было обеспечено государственными проектами. По словам ректора “Академии АйТи” Игоря Морозова, это связано с тем, что в последнее время государство стало основным заказчиком на рынке ИТ и в сегменте ИТ-образования появились крупные госзаказы, которые по масштабу намного превысили корпоративные. Ведь речь шла о подготовке огромной армии людей — тысяч и даже десятков тысяч слушателей.
Но несмотря на спрос со стороны государства, из-за кризиса оборот “Академии АйТи” в последние пару лет сокращался на 3—4% в год. Правда, это гораздо меньше того падения, что произошло на российском рынке ИТ-образования. По оценке “Академии АйТи” спад составил 40% (объем в 2006/07 учебном году был порядка 100 млн. долл., в 2007/08-м — 140 млн., а в 2008/09-м — примерно 80—90 млн. долл.).
Что касается корпоративного сегмента рынка ИТ-образования, то до кризиса он стабильно рос, а в последние годы сильно сократился. “Хотя контракты заключались, бюджетов на обучение не было даже в крупнейших компаниях. В этой ситуации роль государства как основного заказчика в сфере ИТ-образования значительно выросла”, — сказал Игорь Морозов. Он отметил, что сейчас в корпоративном сегменте начинается оживление, но ясно, что оно не будет столь же масштабным, как в государственном, поскольку ни одна даже самая крупная корпорация не сможет реализовывать такие огромные проекты, которые под силу государству.
В качестве примера Игорь Морозов привел несколько проектов, реализованных в минувшем учебном году. Главным стал проект НП-12, связанный с внедрением свободного ПО (СПО) в российских школах. Задача была очень сложной: начиная с октября прошлого года в течение двух месяцев нужно было в очной форме обучить 7,5 тыс. работников сферы образования работе с СПО, создать учебный портал, рассчитанный на обслуживание порядка миллиона пользователей, и провести очное тестирование и аттестацию слушателей. “Условия были очень жесткие, — вспоминает Игорь Морозов. — Поэтому сначала желающих участвовать в конкурсе было много, а потом большинство отсеялось”. И это несмотря на то, что объем финансирования проекта составил 105 млн. руб.
С задачей очного обучения “Академия АйТи” справилась благодаря опыту в реализации распределенных проектов: было привлечено несколько десятков вузов и задействовано более 450 преподавателей, прошедших специальную подготовку по СПО. “Некоторое беспокойство вызывало дистанционное обучение, поскольку этот рынок в России так, по-моему, и не родился, — рассказал Игорь Морозов. — Но нам удалось создать портал, к которому ежедневно насчитывалось порядка 50 тыс. подключений”.
Однако были и проблемы. Самой трудной стала организация очной аттестации во всех субъектах РФ, так как из-за проблем с дорогами и погодой не все регионы были физически доступны. Поэтому не удалось охватить около 3% школ, и пришлось проводить второй этап обучения и аттестации.
Сейчас проект завершен, всего было обучено 77 тыс., а очное тестирование прошли 53 тыс. человек. Портал дистанционного обучения по-прежнему работает и позволяет бесплатно пройти подготовку по СПО.
Второй крупный государственный проект направлен на создание электронных образовательных ресурсов для профессионального образования по СПО. Как рассказал Игорь Морозов, за три года, до конца 2010-го, нужно выпустить порядка тысячи образовательных ресурсов, объем финансирования составляет 33 млн. руб. “В ближайшее время эта разработка будет одним из основных приоритетов Министерства образования и науки, потому что такой подход позволяет стабилизировать качество образования, — считает Игорь Морозов. — В результате создается некий базовый пул учебных материалов, который дальше каждый учитель может развивать самостоятельно”.
Но возникает вопрос: что будет теперь, по завершении этих масштабных проектов? Игорь Морозов оптимистично оценивает перспективы: “В наступившем учебном году тоже будут крупные проекты сравнимого масштаба”.
Его мнение разделяет и председатель совета директоров компании “АйТи” Тагир Яппаров: “На мой взгляд, в сложных проектах не менее 10% бюджета должно быть направлено на обучение, а в России этот показатель находится на уровне 1—2%. В результате доля образования на ИТ-рынке сейчас не превышает 1%. Это говорит о том, что данный сегмент сильно недооценен и у него большие перспективы роста. Ведь доля ИТ-сервиса в структуре рынка растет, а сегмент ИТ-образования будет расти даже быстрее сегмента ИТ-услуг”.
Однако такое развитие событий может привлечь в Россию крупных зарубежных игроков. И хотя пока особого интереса с их стороны не наблюдается, некоторые первопроходцы уже появились. Как рассказал Тагир Яппаров, у нас уже несколько лет работает National Institute of Technology — крупный индийский игрок на поле ИТ-образования с оборотом 500 млн. долл., который старается создать канал для продвижения своих курсов и методик обучения. “И хотя ряд барьеров закрывают рынок ИТ-образования от легкого проникновения, появление зарубежных компаний является лишь вопросом времени, они к нам придут”, — считает он.