Говоря о развитии рынка средств виртуализации, мы не раз отмечали, что в течение довольно долгого времени своеобразными реперными точками тут были конференции VMworld, проводимые компанией VMware каждые полгода (поочередно в США и Европе). Лидирующее положение этого вендора в данной сфере было столь бесспорно, что его корпоративное мероприятие фактически носило общеотраслевой характер. Почти все заметные игроки данного рынка так или иначе участвовали в нем или хотя бы приурочивали к конференции свои “виртуализационные” объявления технологического и маркетингового плана.
Однако со временем уровень признания приоритета VMworld отраслью понижался, и некий качественный перелом произошел два года назад, когда целый ряд ИТ-поставщиков (в первую очередь Microsoft, которая как раз тогда выпустила свой Hyper-V) заявил о намерении побороться с основателем виртуализационного направления за пальму первенства. Характерно, что именно тогда VMware практически перешла к одноразовой схеме проведения конференции (американские и европейские мероприятия почти совпадали по времени). И тем не менее до сих пор форумы VMworld были событием “номер один” в мире виртуализационных технологий. “Были” потому, что прошедшая в последних числах августа в Сан-Франциско (США) VMwolrd '2010 показала: время виртуализации как форпоста ИТ-отрасли, похоже, закончилось. Даже простой анализ прозвучавших там речей и выпущенных пресс-релизов позволяет увидеть, что о виртуализации как таковой там почти не говорилось. Основное внимание было сконцентрировано на облачных делах, которые, что очень важно, теперь, по всей видимости, будут называться иначе — “ИТ как сервис” (IT as a Service, ITaaS).
Нужно вспомнить, что впервые о переходе от решения задач виртуализации к построению качественно нового ИТ-мироздания на основе облачных моделей VMware заявила два года назад (совпадение не случайное!), при этом президент и CEO компании Пол Мариц (назначенный на эти посты незадолго до этого) недвусмысленно сказал, что VMware не намерена ограничиться созданием передовых технологий и будет участвовать в разработке и реализации стратегии развития инфраструктуры ИТ в целом. Именно тогда широко прозвучал не очень понятный для многих в ИТ-отрасли термин Cloud Computing (впрочем, и сейчас его понимание находится не на очень высоком уровне). Прошедшее с тех пор время продемонстрировало, что дела VMware не расходятся со словами. Впрочем, реализовать такие амбициозные планы очень непросто: конкуренция за лидерство в “светлом облачном будущем” возрастает буквально на глазах.
Тема виртуализации действительно уходит на второй план в актуальных ИТ-обсуждениях, но во многом это лишь видимость. На самом деле технологии виртуализации остаются ключевыми в плане общего развития ИТ, в том числе в вопросах построения облачных систем; просто акценты рыночной проблематики смещаются в сторону более высокоуровневых задач. Это хорошо видно на примере VMware, которая сегодня представляет собой уже не просто поставщика средств виртуализации (хотя и ведущего), как два года назад
Нетрудно видеть, что компания реализует свою стратегию двумя основными путями. Первый — это развитие традиционной платформы виртуализации, получившей название vSphere (минувшим летом была выпущена новая версия 4.1. Но одновременно VMware наращивает, в основном путем приобретений, арсенал качественно новых средств, который позволил ей сформировать солидный пул предложений облачных платформенных и прикладных сервисов и начать создание новых партнерских альянсов (см. www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=123115 и www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=123500).
Отметим, что логика развития VMware с неизбежностью привела к существенной коррекции ее партнерско-клиентской политики: если раньше все отношения с заказчиками компания полностью отдавала на откуп партнерам, то теперь она вынуждена создавать сервисы, адресованные напрямую потребителям. (А Microsoft с такой же неизбежностью сделала ровно противоположный шаг, объявив о том, что станет продавать Azure не только как сервис, но и как программный продукт.
Собственно, именно это новое рыночное позиционирование VMware и было в центре внимания VMworld '2010, собравшей более 16 тыс. участников (рекорд подобных мероприятий!). В своем выступлении Пол Мариц представил взгляд компании на развитие корпоративных ИТ в целом сразу на десять лет вперед. При этом нужно отметить очень важный момент: хотя слово “облако” и производные от него звучали почти в каждой фразе, все же на этой конференции вместо привычного Cloud Computing впервые использовался термин ITaaS. Конечно, в этом можно усмотреть и обычный маркетинговый прием с обновлением названий (правда, ITaaS и раньше использовался как синоним Cloud), но в методическом плане замена представляется очень верной и своевременной, поскольку более точно отражает суть облачной модели.
Так вот, на VMworld '2010 Пол Мариц сформулировал стратегию и набор продуктов VMware, которые, по его мнению, позволят коммерческим и государственным организациям перейти от модели “ИТ как центр затрат” (IT as a Cost Center) к новой бизнес-ориентированной парадигме ITaaS. Последняя подразумевает создание принципиально новых подходов к каждому критически значимому слою ИТ-архитектуры, инфраструктуры, приложений и доступа конечных пользователей.
Здесь хотелось бы обратить внимание на такой важный момент. Несомненно, виртуализация — это одна из ключевых технологий, необходимых для реализации облачных моделей (или ITaaS). Но нужно понимать, что лидерство VMware в сфере виртуализации совсем не гарантирует ей автоматического первенства в облачной сфере. Компании приходится решать новые для себя задачи (технологические, организационные, маркетинговые), в которых у конкурентов VMware уже имеется большой опыт. И тут ее ожидает серьезная и весьма жесткая конкуренция. О чем свидетельствует одно событие, произошедшее во время VMworld '2010.
31 августа (второй день конференции) в US Today (самая массовая ежедневная газета США, тираж 1,8 млн. экз.) появилось опубликованное на правах рекламы открытое письмо вице-президента подразделения Microsoft Server & Tools Business Бреда Андерсона (Brad Anderson), адресованное пользователям VMware. В нем он советует заказчикам не спешить с подписанием с VMware трехлетнего соглашения о лицензировании ее продуктов. Аргументы топ-менеджера Microsoft в кратком изложении звучат примерно так: “Вы можете пойти не по тому пути, а когда поймете, что идете не туда, выход на “правильную” дорогу потребует от вас серьезных затрат”.
Так что борьба за облачные перспективы (как их ни назови) еще впереди.