Пользователи Linux со стажем наверняка помнят, что еще несколько лет тому назад на вопрос о выборе дистрибутива для десктопа в большинстве случаев следовал короткий ответ: Mandriva. И действительно, именно этот продукт долгое время был образцом дружелюбия к обычному пользователю, за что его хвалили одни и ругали другие.
Однако потихоньку дистрибутив Mandriva был вынужден потесниться на пьедестале, поделив его с другими продуктами. Рядом с ним вставали Ubuntu, openSUSE и наконец Fedora, причем благодаря не только заслугам конкурентов, но и явным проблемам в руководстве французской компании. Сообщество регулярно обсуждало слухи о ближайшем банкротстве Mandriva, которые потом благополучно опровергались. Но осадок все равно оставался.
Очевидно, что на процесс непосредственно разработки такая ситуация никак не может влиять положительно. Из версии в версию кочевали одни и те же ошибки, предпосылок для явного прорыва вперед не наблюдалось. И лишь недавно забрезжил свет о окошке.
Миноритарную долю в компании Mandriva приобрел NGI — европейский фонд с участием российских инвесторов. Очевидно, что это было сделано не просто так: с системой связывались какие-то надежды. А надежд без инвестиций, как известно, не бывает.
Затем стало известно, что в состав совета директоров Mandriva, может быть, войдет Дмитрий Комиссаров — генеральный директор российской фирмы PingWin Software (точная информация появится после собрания акционеров, которое состоится в середине сентября). Хотя, возможно, это чистая формальность.
Косвенно последнее предположение подтверждается тем, что первого сентября компании Mandriva.Ru и PingWin Software объявляют о расширении партнерских отношений в области продвижения и внедрения продуктов Mandriva Linux и решений на их основе. Да и сам Дмитрий, который не так давно считал, что в России следует создавать два дистрибутива, взяв за основу RedHat и Ubuntu, в настоящее время отдает предпочтение Mandriva.
Столь длинное предисловие потребовалось для того, чтобы обрисовать значение этого продукта для отечественного рынка. Не исключено, что именно Mandriva станет дистрибутивом, который наконец позволит говорить о реальной конкуренции с решениями ALT Linux.
И в этом смысле недавно вышедшая российская редакция дистрибутива Mandriva 2010 Spring PowerPack важна не только как пользовательский продукт, но и как некая отправная точка, с которой реорганизованная компания начнет отвоевывать частично утраченные позиции. Так что в нашем обзоре не будут перечисляться новшества: все они изложены на официальном сайте Mandriva, и желающие давно с ними ознакомились.
Мы просто попытаемся зафиксировать в памяти текущее состояние десктопа Mandriva, чтобы примерно через полгода сравнить его с релизом, выпущенным уже обновленной командой, в которой наши соотечественники наверняка будут играть более заметную роль, чем сейчас. Хочется надеяться, что у нас появятся веские поводы гордиться их работой.
Прежде всего несколько слов о “французском” наследии. Точнее, о его долгах. Для понимания их размеров достаточно привести один пример.
Дистрибутив Mandriva традиционно включает в себя несколько редакций. Одна из них — One. Это LiveCD, при помощи которого можно быстро ознакомиться с системой, не внося никаких изменений в данные, хранящиеся на жестком диске. Разумеется, если все понравилось, то ПО можно инсталлировать уже традиционным способом. Это очень удобно.
В процессе установки программа предложит удалить неиспользуемые модули поддержки языков и оборудования. Тут все логично — если LiveCD обязан быть предельно универсальным, то от настольной системы этого не требуется. Поэтому по умолчанию обе опции активны.
Однако если пользователь поступит именно так, как предлагают разработчики, то он запросто может столкнуться с тем, что некоторые устройства перестанут работать. Причина проста: модули поддержки будут удалены на той самой стадии установки системы, о которой мы только что говорили.
Ошибка эта не нова — она замечена довольно давно. И решение понятно: изменить настройки по умолчанию. Пусть пользователь сам укажет, что именно надо удалять, а что следует оставить. Ничего такого, что требует от разработчиков каких-то особых усилий, тут нет. Тем не менее такая очевидная ошибка почему-то не исправляется. По всей видимости, это свидетельствует о банальной организационной неразберихе, когда никто ни за что не отвечает и некому дать нужную команду в нужный момент. Проще говоря — имеет место элементарная безалаберность.
Еще одна привычная ошибка — невозможность установить связь через 3G-модем, работающий через интерфейс ExpressCard (с USB-устройствами дело обстоит не столь критично, если верить информации, размещенной на форумах). Программа просит ввести PIN-код SIM-карты, потом долго думает и наконец просит проверить наличие SIM-карты в модеме. И так до тех пор, пока пользователю не надоест.
Очевидно, диагноз аналогичен предыдущему. Никому до этого нет дела.
Теперь вернемся из далекой Франции к нашим осинам. Точнее — к компании Mandriva.RU, которая работает в России. Вероятнее всего, она и будет опорой для возможных реорганизаций головного офиса.
И тут приведу два примера. Как только вышел дистрибутив Mandriva 2010 (предшественник текущего), я сделал небольшой обзор, который опубликовал в блоге ru_foss. В нем я посетовал на то, что замечательный консольный плейер MOC в этой системе некорректно отображает русские буквы в названиях каталогов и файлов. В свежем выпуске ошибка исправлена. И вряд ли в этом есть заслуга французов — маловероятно, чтобы их волновали проблемы русских пользователей.
Вторая история еще интереснее. Через некоторое время после выхода Mandriva 2010 Spring я опубликовал на сайте РАСПО небольшую статью, посвященную публичной информационной поддержке пользователей Linux. И для примера сказал об отображении шрифтов в системе Mandriva: мало того, что качество значительно уступает Ubuntu, так еще и нет инструкций по улучшению, хотя для дистрибутивов Fedora и openSUSE таковые имеются.
Статья была опубликована 28 августа. И проблема со шрифтами (именно со шрифтами — очевидно, что решение вопроса информационной поддержки требует значительных трудозатрат) потеряла актуальность практически сразу, в течение буквально двух дней. Решена руководителем образовательных проектов Mandriva Russia Александром Казанцевым.
Сейчас можно с полной уверенностью сказать, что отображение шрифтов на рабочем столе Mandriva удовлетворит даже очень взыскательного человека. Хотя пределов для совершенства, разумеется, нет.
Тщательная работа российского офиса видна и на примере дополнительных приложений, которыми традиционно комплектуется редакция PowrPack. Вот лишь некоторые из них: ·
- медицинская информационная система “Виста-Мед” — единая медицинская ИС для управления деятельностью всего лечебно-профилактического учреждения; ·
- свободная версия системы Traffpro для расчета интернет-трафика и установки контроля доступа в сети; ·
- СУБД “Ред База Данных 2.1” — первая промышленная российская система управления базами данных на основе открытого кода Firebird; ·
- СУБД PostgreSQL с патчами для работы с приложениями “1С:Предприятие” версии 8.1.12 и выше; ·
- OpenSSL от “Криптоком” с алгоритмами шифрования, выполненными по ГОСТ; ·
- программа “Индивидуальный предприниматель” для учета хозяйственных операций предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения; ·
- WINE@Etersoft — решение для запуска популярных российских бизнес-приложений (“1С”, “Гарант”, “Консультант”, “Компас” и т. д.) для Windows в среде GNU/Linux; ·
- CuneiForm — OCR-система с графической оболочкой Yagf; ·
- Atutor — система для развёртывания портала дистанционного обучения; ·
- и многое другое.
Как видите, никакого “мусора для галочки” тут не наблюдается. Только нужные и полезные приложения.
Таким образом, опора у российских “реформаторов” будет неплохая. Правда, и задачи перед ними стоят непростые. Остается только пожелать им удачи. И ждать нового выпуска системы, который должен быть на голову выше текущего.
На этом можно бы и закончить, но нужно сделать одно уточнение. У неискушенного читателя может возникнуть неверное впечатление о дистрибутиве Mandriva 2010 Spring. Мол, куча ошибок и ничего хорошего. Разумеется, это не так.
Универсальное рабочее место при помощи этого дистрибутива можно организовать примерно за два-три часа. Причем для установки системы не обязательно “портить” компакт-диск (или бежать за ним в магазин, если такового не окажется под рукой). Для переноса установочного образа на USB-накопитель есть программа Mandriva Seed (существуют версии для Linux и Windows).
Пользователю предлагается три графические среды — GNOME 2.30.1 (для предварительного ознакомления есть и GNOME Shell), KDE 4.4.3 и LXDE (номер версии тут указать затруднительно — в российской редакции используются lxde-common 0.5.0, pcmanfm 0.9.7rc и libfm 0.12). Последний часто награждают определением “легкий интерфейс для слабых машин”, подразумевая под этим, что за нехватку мощности придется расплачиваться красотой и удобством. Но в данном случае это не совсем так.
Конечно, в LXDE нет “плазмоидов”, как в KDE, и такого богатства стилей оформления, как в GNOME. Однако если говорить о системе для работы, то излишества даже вредны, поскольку отвлекают. Отрисовка же шрифтов в этой быстрой и отзывчивой среде точно такая, как и у “старших братьев”.
Настроек вполне достаточно для комфорта без излишеств. Зато не приходится ждать, когда запущенное приложение наконец покажет на мониторе свое главное окно. Русификация LXDE полная, поэтому неполиглоты смогут работать без словаря.
Пользователю дистрибутива Mandriva 2010 Spring доступно самое современное ПО, написанное для Linux, — Firefox 3.6.3, Chromium 6.0.497.0, Opera 10.61, Thunderbird 3.0.5, OpenOffice.org 3.2, Abiword 2.8.4, Amarok 2.3.1-beta1, X.org 7.5, Xine 1.2, Transmission 1.92, Songbird 1.4.3 и др. Причем оно именно работает, а не присутствует для красоты.
Например, если пользователь Mandriva, редактируя текст при помощи Abiword, нажмет на клавишу забоя, то удалится предыдущий символ. А не последующий абзац, как это часто бывает в Ubuntu (хотя у Ubuntu есть другие достоинства).
Так что по своим пользовательским качествам Mandriva пока еще остаётся среди лидеров. Хотя и не в одиночестве, а в большой кампании.