Прогуливаясь по Московской международной книжной выставке-ярмарке на ВВЦ, ловишь себя на мысли, что бумажный вариант издания книг все-таки еще не умирает. Многочисленные настольные компьютеры, нетбуки, смартфоны и электронные букридеры пока что не могут добиться полного успеха в этой войне форматов. Хотя в столичном метро я все чаще встречаю пассажиров, которые коротают время в утренний час пик, читая газеты и журналы в уже более привычном для них электронном формате: обычные издания здесь теряют свои позиции.
В 2009 г., по данным Digitimes Research, общий объем выпущенных экранов по технологии e-Ink составил около 4 млн. шт. — надо полагать, что столько же было изготовлено и самих ридеров — причем помимо Kindle на мировом рынке активно действует компания Sony. Неплохо обстоят дела и на российском рынке электронных ридеров, хотя по объему он и небольшой.К примеру, как свидетельствуют результаты исследования J’son & Partners Consulting, если в 2007 г. продажи на нем исчислялись всего несколькими тысячами устройств в год, а 2008-м было реализовано около 60 тыс. шт., то в прошлом, 2009-м, произошел взрывной рост рынка — аж до 250 тыс. электронных ридеров. Но и эти цифры явно будут расти, ведь по итогам двух кварталов 2010 г. уже продано 180 тыс. подобных устройств (для сравнения: годом ранее — 85 тыс. шт.). То есть у российского рынка есть вполне реальный шанс по итогам 2010-го вплотную подобраться к полумиллиону проданных экземпляров. В структуре отечественного рынка наибольшую долю занимают два производителя: Pocketbook (40%) и Sony (29%), на долю которых приходится до 70% реализованных гаджетов. Пока что средняя цена такого устройства без особенных изысков, но с 3G-модемом составляет около 10 тыс. руб. (яркий пример — анонсированный на той же книжной ярмарке Ozon Galaxy за 9,99 тыс. руб., или уже присутствующие на рынке Orsio по цене 10,9 тыс. и PocketBook 301 за 10,5 тыс.), что равно стоимости среднего нетбука, возможностей у которого куда как больше. Но уже в следующем году цена подобных устройств упадет до 6—7 тыс. руб.
Но, как показывает практика, электронные ebook readers пока еще слишком нишевый товар, чтобы предлагать его “в лоб”, как цифровые плейеры или GPS-навигаторы: “атака” идет исключительно на небольшое число целевых ниш, которые, правда, и приносят основной объем продаж. Самый интересный сегмент — это, образно говоря, ридеры для путешественников. Причем попасть в эту категорию абонент может и не покидая родного города: главное, чтобы у него было свободное время, которое появляется при поездке на работу общественным транспортом. Этим пользователям, утверждают аналитики, нужен мощный аккумулятор, позволяющий не подзаряжать “электронные чернила” в течение нескольких дней, а также модуль для “мобильной беспроводки”, который требуется для оперативной загрузки информации через Сеть.
Скажем, на рынке США, где безраздельно царит Amazon Kindle, связка “устройство + доступ для простой покупки книг из магазина” действует очень эффективно. Ведь пользователю предлагается не только сам электронный ридер, но и единая “точка входа” для приобретения электронных изданий с загрузкой по беспроводной сети. Российский вариант подобного типа можно наблюдать на примере сотрудничества Ozon и МТС: они решили предложить именно такой сервис, “привязав” к своей “электронной читальной полке” покупателей подобного решения.
Второе направление “рыночной атаки” — продажа ebooks как части образовательных проектов. До сих пор на рынке наблюдалось достаточно активное внедрение компьютерных технологий в процесс в том числе и дистанционного образования. Но пока что место “персональных помощников” занимали стационарные рабочие станции и нетбуки. Электронные книги могут выиграть у них совсем не за счет своего форм-фактора или безвредности для глаз. Скорее, речь может идти о поставке подобных решений в комплекте с учебниками по определенной программе — как для средней школы, так и для вуза. Правда, даже для нового продукта PocketBook Education, который вроде бы позиционируется как устройство именно для такой модели использования, подобных комплектов не отмечено: производитель устройств, имея свой достаточно богатый интернет-магазин, о формировании таких комплектов не задумался. Конечно, можно кивать на неторопливость отечественных бюрократов от образования, и определенные основания для таких обвинений есть. Но уж для вуза-то подобный проект реализовать не сложно, хотя бы для определенной специальности или курса. Или по дисциплинам, скажем так, общекультурного блока. Таким образом, в этом одном из самых емких направлений рынка с гарантированным сбытом более-менее явных примеров массовых продаж еще не отмечено. Правда, на ниве специализированного образования (ИТ, машиностроение, ремонт авиационной техники) такие устройства все-таки используются.
Третья группа покупателей электронных ридеров — это, разумеется, туристы. В отличие от путешественников из первой группы им, обычно интересны комплексные знания по какой-то определенной стране, городу, культурному памятнику. Приобретать бумажное издание для каждой посещаемой страны, конечно, можно, но путеводитель в мобильном устройстве дает возможность “привязываться” к плану того же города с помощью спутниковой навигации. А это уже совсем другой вариант взаимодействия — к примеру, можно получить список ресторанов и гостиниц, отсортированный по мере удаленности от текущего местоположения пользователя, или подключить к порту наушники и услышать рассказ о достопримечательностях, которые пользователь осматривает в настоящее время, с демонстрацией соответствующих фотографий и веб-ссылок на дополнительную информацию. Кроме того, в такие электронные путеводители вполне можно вложить краткий разговорный курс, программу перевода, основной блок этнокультурных особенностей для конкретной страны. Благодаря этому пользователь сразу избавляется от множества дополнительных устройства типа электронного переводчика. Отдаленные примеры подобной ситуации можно наблюдать в ПО от “Афиши” или издательства “Вокруг света” — правда, они больше ориентируются на смартфоны типа iPhone, но и версии для ebook readers явно не за горами.
Кстати, рынок ebook readers весьма перспективен и для мобильных операторов, поскольку дает им возможность существенно увеличить число pre-paid-контрактов на каждого пользователя: число SIM-карт в очередной раз подскочит до совершенно невообразимых величин. А по сути, всё у большей части абонентов , SIM-ки могут помимо смартфона располагаться в нетбуках, GPS-навигаторах с обратной связью, интернет-планшетах и “читалках” электронных книг. Продавать такие тарифные планы можно без регистрации паспортных данных пользователей, поскольку в них “обрезана” возможность голосового общения и отправки SMS-ок, что только упростит реализацию таких устройств в обычной, не специализированной торговой сети.
Причем тарифные планы в данной ситуации будут полностью контенториентированными: “чистый” доступ в Сеть пользователям таких устройств не очень интересен. Скорее, им важно получить небольшую стоимость мегабайта для загрузки контента (не только книг, но и музыки), интересные цены на дата-роуминг для загрузки виртуальных карт и тех самых “электронных путеводителей”, а также небольшую абонентскую плату (как, к примеру, у “виртуальных” MMS-рамок).