По оценке аналитической компании IDC, в 2009 г. рынок ИТ-образования в России сократился на 40%, до 120 млн. долл. Однако сейчас начинается его возрождение.
Падение спроса отразилось на деятельности учебных центров. Так, у “Сетевой академии ЛАНИТ” в минувшем учебном году оборот снизился примерно на 30%. Ее директор Дмитрий Изместьев объяснил спад тем, что из-за кризиса предприятия почти прекратили набор новых сотрудников и обучать стало некого, ведь оставшийся персонал уже прошел необходимую подготовку. К тому же новые ИТ-продукты почти не внедрялись, и стимула к обучению не было. А по некоторым направлениям, таким как бизнес-обучение, управление проектами, ИТ-менеджемент, спрос упал совсем до нуля. Сократился и заказ со стороны государства. “Это связано с тем, что финансированием учебных проектов занимается Министерство образования, которое весь год было занято реструктуризацией”, — сказал Дмитрий Изместьев.
Однако сейчас, по его словам, предприятия начинают переходить на новые технологии и потребность в обучении возрастает, направление бизнес-обучения тоже постепенно восстанавливается. Помогает и то, что теперь молодые специалисты готовы работать за более низкую зарплату, чем до кризиса, и компании могут направить сэкономленные деньги на повышение их квалификации. “Такая ситуация благоприятна для обеих сторон: молодежь получает необходимую подготовку, а компании — квалифицированные кадры”, — считает г-н Изместьев. В госсекторе тоже намечаются положительные перемены, так как Министерство образования завершает реструктуризацию, и есть надежда, что финансирование образования продолжится.
Это особенно важно для “Сетевой академии ЛАНИТ”, потому что у нее примерно половина доходов приходится на государственные проекты. Однако выполнять их нелегко. Такие проекты очень сложны: сроки сильно сжаты, а масштаб работ огромен, требуются подготовка учебных материалов и серьезная организационная работа во многих городах. В качестве примера Дмитрий Изместьев привел реализованный в прошлом учебном году проект для Федерального казначейства , в ходе которого очное обучение прошли более 10 тыс. человек по всей территории России.
Но такие проекты способствуют сплочению игроков рынка ИТ-образования. “Для их выполнения учебные центры кооперируются и из конкурентов превращаются в партнеров, — говорит г-н Изместьев. — Скажем, проект для казначейства мы делали вместе с “Микроинформом”, а “Академия АйТи” привлекла нас к участию в прошлогоднем проекте НП-12, направленном на подготовку учителей к работе с СПО”.
Отвечая на вызовы рынка, “Сетевая академия ЛАНИТ” меняет подходы к образованию. Так, с нынешнего учебного года появилось персональное обучение. Это новый вид организации курсов, позволяющий ИТ-специалисту пройти подготовку, не дожидаясь, пока наберется целая группа. При этом он проходит обучение в индивидуализированном режиме не по стандартной, а по своей программе, которую ему рекомендует инструктор, исходя из его запросов, причем стоимость остается такой же, как обычно. По словам Дмитрия Изместьева, это стало возможным благодаря новым технологиям обучения. Сохранить рентабельность таких мини-групп позволяют элементы дистанционного обучения, хотя сама подготовка слушателей проходит в классе с преподавателем.
Адаптироваться к новым условиям российскому рынку ИТ-обучения позволяет опыт, накопленный за 15 лет существования. Оглядываясь назад, можно сказать, что за это время на нем было немало подъемов и спадов. Зародившись в середине 1990-х, когда компьютеры перестали быть экзотикой и появились почти на каждом предприятии, рынок авторизованного ИТ-обучения стал быстро расти, но потом, в прошлый кризис, упал почти до нуля, вспоминает Дмитрий Изместьев. В 2000-х опять начался подъем, причем одним из основных заказчиков стало государство, которое финансировало крупные учебные проекты.
Сейчас тоже происходят серьезные сдвиги, причем не только из-за кризиса. Например, сильно возросла роль Интернета и электронных книг. Учитывая такие перемены, учебные центры переходят от аудиторного обучения к гибридным формам, когда часть курсов и лабораторных работ переносятся в онлайн. В последние годы в связи с развитием каналов связи началось применение дистанционного образования, что особенно актуально для России с ее огромными территориями. Развивается технология виртуализации, которая позволяет организовывать виртуальные лаборатории. Зарождаются облачные технологии, которые в будущем окажут влияние на подходы к образованию. И, наконец, в связи с массовым распространением компьютеров в учебных центрах растет спрос на обучение пользователей.
Рассматривая перспективы российского рынка ИТ-обучения на ближайший год, Дмитрий Изместьев отметил, что в портфеле компании есть несколько госпроектов, например, по подготовке госслужащих, и ряд консалтинговых проектов в области образования. Он выразил надежду, что в связи с ростом внимания государства к электронным образовательным ресурсам продолжится обучение учителей. Так, недавно Президент Дмитрий Медведев сказал, что до 1 декабря 2010 г. должно начаться масштабное внедрение таких ресурсов и организована техническая и методическая поддержка педагогов. Другими словами, учителей нужно научить пользоваться электронными учебными материалами.
Что касается корпоративного сегмента рынка ИТ-обучения, то у него есть простор для роста. По оценке IDC, в нашей стране на ИТ-рынке доля обучения не превышает 1%, в то время как на Западе она гораздо выше. IDC отмечает, что сам рынок ИТ-обучения в России растет, хотя и медленнее, чем ИТ-рынок в целом.