Новые аэропортовые комплексы в России строят не часто, но когда это случается, то здания стараются “с запасом” оснастить современными ИТ-системами для обслуживания пассажиров и эффективного функционирования самого терминала. Обычно строительство тянется несколько лет, а проект составляется еще до его начала, поэтому адаптировать схему работы ИТ-решений приходится в “горячем” режиме — корректируя проект по ходу его выполнения.
В преддверии начала третьего, заключительного этапа по запуску ИТ- систем в терминале D аэропорта “Шереметьево” (проект “Шереметьево-3”), о реализации этого проекта ИТ-директор ОАО “Терминал” Александр Полиско рассказал научному редактору PC Week/RE Максиму Букину.
PC Week: Что изначально планировалось сделать для ИТ-обеспечения работы терминала D и какие изменения в проект пришлось внести?
Александр Полиско: Начнем с того, что сам проект терминала разрабатывали во Франции и он был приобретен компанией “Аэрофлот” еще в прошлом веке. С тех пор в него, с соблюдением всех необходимых процедур, было внесено несколько сотен изменений и дополнений с тем, чтобы он соответствовал современным реалиям. ИТ-часть в первоначальном проекте присутствовала в минимальном объеме, поэтому ее пришлось разрабатывать практически с нуля. Для примера отмечу, что первоначальный проект предусматривал всего несколько сотен портов ЛВС — а по факту их у нас более 5 тыс. Дополнительно в ИТ-проект была включена инфраструктура для обеспечения микросотовой связи (DECT-телефония) в аэровокзальном комплексе (АВК), значительно расширена система видеонаблюдения (в десятки раз увеличено количество камер и расширена дисковая подсистема для хранения видеоархивов). Емкость системы внутренней телефонной сети (стационарная телефония), по отношению к первоначальному проекту, была расширена в несколько раз. Для обеспечения телефонной связью основного авиаперевозчика “Аэрофлот” в АВК была смонтирована независимая АТС авиакомпании. По зданию АВК проложено более 850 километров медных и оптических линий связи, объединенных в несколько независимых структурированных кабельных систем ( СКС). Для обеспечения ИТ инфраструктуры в АВК было оборудовано всеми необходимыми системами (газопожаротушения, бесперебойного электропитания, кондиционирования и т. д.) 34 кроссовых помещения и три помещения для размещения серверного оборудования.
PC Week: Какие основные ИТ-системы в настоящий момент уже установлены в терминале D?
А. П.: В основном это ИТ-системы, необходимые для организации работы с пассажирами и обеспечения полетов. Компания Sita поставила производственную БД терминала (AODB/MIS), включая систему ведения расписания. Она обеспечивает автоматическое управление данными по обслуживанию рейсов, распределение ресурсов и многое другое. AODB интегрирована со всеми автоматизированными системами терминала, включая систему отображения пассажирской информации (FIDS), систему оповещения (PAS/AFA), систему сортировки и обработки багажа (BHS/BRS) и др.
Также в терминале установлено 99 стоек регистрации и 24 киоска Sita для самостоятельного получения посадочных талонов на все рейсы, кроме отправляющихся в Индию и США, где действуют повышенные правила безопасности. Этим управляет специальная система терминалов (CUTE) и киосков самообслуживания (CUSS), снабженная интерфейсами к различным другим системам авиакомпаний и аэропорта.
В целом, реализовав концепцию свободной регистрации, мы ощутили экономию времени на обслуживании пассажиров. Контрольные нормативы авиакомпании, на которые мы ориентировались, создавая ИТ-системы терминала, следующие: регистрация на международные рейсы — 2 мин, на внутренние — полторы. Время в очереди на регистрацию для пассажиров бизнес-класса и пассажиров элитных уровней — не более 6 мин, для пассажиров эконом-класса — не более 20 мин.
Сегодня до 6% от всего пассажиропотока пользуется регистрацией через Интернет или киоски саморегистрации. Учитывая, что сейчас через терминал проходит до 70% от запланированных 12 млн. пассажиров (на полную мощность терминал D заработает в 2011 г. — Прим. ред.), речь идет о более чем полумиллионе пассажиров в год: на наш взгляд, это хороший показатель.
Из 99 стоек регистрации 19 могут использоваться в качестве стоек Drop Off. Эти стойки выделены только для багажа пассажиров, которые пришли после самостоятельной регистрации: они сдают свои сумки и чемоданы и сразу отправляются в “чистую” зону. А их багаж сканируется с помощью специального оборудования, “привязывается” к конкретному посадочному талону, и багажная система получает команду, на какой рейс произвести погрузку конкретного багажа с помощью системы сортировки багажа компании Vanderlande Industries Nederland B.V. Контролирует операции по обработке багажа система сверки Sita BRS, с помощью которой отслеживается прохождение багажа по аэропорту с момента его регистрации на стойке до момента погрузки в самолет. Искать нужный чемодан теперь несложно.
Для более комфортного пребывания пассажиров в терминале мы запустили в июле 2010 г. в “чистой зоне” бесплатный Wi-Fi. В августе в бесплатный режим перевела свою коммерческую Wi-Fi-сеть и компания МТС. В настоящее время практически все пассажирские зоны покрыты бесплатной Wi-Fi-сетью.
PC Week: На какие этапы можно разбить весь проект по ИТ-обеспечению терминала D?
А. П.: Условно можно выделить три основных этапа. На первом, длившемся до 15 ноября 2009 г., мы в основном занимались монтажными работами, тестировали и запускали серверные, монтировали систему видеонаблюдения и обустраивали основные посты контроля: от центральной диспетчерской до помещений службы безопасности, где находится центр видеонаблюдения. Нам удалось создать к этому времени единую инфраструктуру подключений к внешним публичным и закрытым специализированным сетям передачи данных. С использованием выделенных каналов связи или через унифицированные средства доступа, контроля и безопасности, с помощью современных IP-технологий были осуществлены подключения к закрытым отраслевым сетям типа SITA/ARINC/AFTN и к хостовым системам авиакомпаний для доступа к сервисам бронирования/регистрации, розыска багажа и т. д.
В этот промежуток времени мы сконцентрировались на активном вводе в строй систем для перевода в терминал внутренних авиалиний: отладили систему регистрации, посадки, управления багажом, многочисленные логистические процессы от парковки самолета до его обслуживания и заправки. Дело в том, что на каждом этапе данные о выполненных работах сотрудники вводят вручную через компьютерные терминалы, что дает автоматизированной системе управления ресурсами Sita “пищу для размышления”. Исходя из этого выстраивается статус готовности воздушных судов, синхронизируется процесс обслуживания пассажиров, включая выдачу информации на табло, запуск багажных каруселей и организацию прохода границы. Кроме того, это дает нам возможность прогнозировать часы наибольшей загрузки терминала, когда, к примеру, должно работать максимальное число пропускных пунктов и сотрудников на контроле безопасности. Именно на первом этапе мы запустили базовое интеграционное решение обмена данными (DIS) между всеми информационно-технологическими и другими системами терминала, включая системы обработки багажа, визуального позиционирования воздушных судов на стоянках, управления зданием, а также для обмена данными с внешними системами авиакомпаний и аэропорта Шереметьево. С его помощью обеспечивается не только обмен информацией между всеми ИТ-системами, но и сбор необходимой статистики, расчет объема услуг и выставления счетов, взаимодействие с системой управления предприятием (ERP) и т. д.
На первом этапе мы провели полное тестирование всех систем терминала с привлечением пассажиров-статистов. Проверили все технологические цепочки: регистрацию и посадку пассажиров на воздушное судно, регистрацию, обработку, сортировку и погрузку багажа, системы звукового и визуального оповещения пассажиров, средства навигации по терминалу и т. д. Тестировали работоспособность систем в режимах пиковых нагрузок и нештатных ситуаций.
Второй этап начался 15 ноября 2009 г., когда с терминала D был выполнен первый рейс в Сочи, и продолжается по сию пору. Мы называем его этапом опытно-промышленной эксплуатации. “Промышленной” — так как все системы запущены в эксплуатацию и работают с реальными данными. “Опытной” — так как продолжается отладка и доводка (тонкая настройка) систем, устранение выявленных ошибок. Так же мы работаем над оптимизацией быстродействия, увеличением нагрузочной способности и созданием схем резервирования ИТ-систем.
Третий этап начнется совсем скоро — в сентябре-октябре 2010-го. К этому моменту будет полностью завершен перевод в терминал D всех запланированных (к переводу) рейсов авиакомпании Аэрофлот. Завершится “отладка” ИТ-систем и их перевод в режим “промышленной эксплуатации”.
PC Week: Какие еще сложности пришлось преодолевать в ходе выполнения проекта?
А. П.: Дело в том, что , авиакомпания “Аэрофлот”, для обслуживания рейсов которой в основном и был построен терминал D, обладает достаточно обширным парком ИТ-систем как стороннего, так и собственного производства. И основная сложность была в том, как обеспечить сопряжение их внутрикорпоративных ИТ-решений с унифицированными системами компании Sita. Для этого нам совместно с основным ИТ-подрядчиком, компанией Sita, пришлось создать “шину интеграции” — систему, позволяющую унифицировать и оптимизировать процессы обмена данными между разными системами. Причем с самого начала требовалось сделать так, чтобы сопряжение происходило автоматически и в онлайновом режиме. В настоящий момент до 98% всех ИТ-систем терминала и основные производственные системы авиакомпании “Аэрофлот” уже связаны в единую систему. Это, можно сказать, “главный мозг” терминала, куда по информационным каналам поступают данные обо всех процессах: от автоматически адаптируемого расписания до графика подготовки к полету воздушного судна.
Долгое время мы не могли отладить систему информирования о вылетах. Для пассажиров в терминале установлено три больших табло и более трех сотен маленьких информационных терминалов. Вроде бы все отладили, но, как выяснилось, не совсем. В марте я вылетаю через терминал D в командировку, смотрю свой рейс на большом табло — указан выход номер 12. Прошел границу, проверку на безопасность, вхожу в чистую зону, а там совсем другой номер выхода. Как только дошел до него — опять другой. Все это были ошибки интеграции данных, поступавших из различных источников, — информация не была выверена. Но сейчас все исправлено и таких казусов больше не возникает.
Вообще было много и курьезных, и забавных, и грустных событий: и 380 В в розетках вместо 220, и сбои систем жизнеобеспечения (кондиционирования и вентиляции) в серверных помещениях — летом приходилось бороться с жарой, зимой — с холодом и т. д. Но все это удалось преодолеть.
Есть и другого рода трудности. К сожалению, не всегда реализованный функционал удается использовать в полной мере. К примеру, на стойках регистрации установлено, но пока не используется оборудование, которое позволяет в случае сбоя системы Sita Bag Message (система обрабатывает и передает в багажную систему управляющие телеграммы) выполнять автоматическую сортировку багажа.
PC Week: Важнейший вопрос для аэропорта — безопасность. Как она обеспечена на территории аэровокзального комплекса?
А. П.: Вопросы авиационной безопасности в аэропортах жестко регламентированы. Поэтому нам не понадобилось ничего изобретать. С целью унификации в терминале D была установлена система контроля и управления доступом (СКУД), аналогичная установленным в других терминалах аэропорта. Весь терминал разбит на зоны, доступ в которые строго регламентирован и “записан” на личном пропуске сотрудника. Кроме того, все служебные входы терминала оборудованы досмотровой техникой: установками для досмотра багажа, металлоискателями и т. д. При проходе в “чистые” зоны проводится тотальный досмотр всего персонала — никаких исключений не предусмотрено.
Установленная в нашем терминале система видеонаблюдения обеспечивает круглосуточное и непрерывное наблюдение за всем аэровокзальным комплексом — от привокзальной площади и паркингов до пунктов досмотра пассажиров и багажа, стоек регистрации и окружающего их пространства, дальних стоянок воздушных судов и т. д.
Система спроектирована на оборудовании компании Bosch с использованием только цифровой техники. В качестве “транспорта” системы видеонаблюдения используется собственная локальная вычислительная сеть на базе оборудования Cisco. В системе видеонаблюдения установлено более 600 IP-видеокамер, подключенных с помощью медных и оптических линий связи и позволяющих производить видеофиксацию с разрешением, достаточным для обеспечения безопасности в терминале. Система укомплектована дисковым массивом общей емкостью около 350 Tб и позволяет хранить архив видеоизображений со всех камер в течении одного месяца. По словам сотрудников московского представительства компании Bosch, система IP-видеонаблюдения, установленная в терминале D, является самой крупной в России. Система видеонаблюдения интегрирована с охранной системой и позволяет в увеличенном масштабе фиксировать зоны срабатывания датчиков охранной системы. Имеются и другие полезные функции — распознавание лиц, поиск людей по изображению, предупреждение о “забытом” багаже и т. д.
PC Week: Спасибо за беседу.