О достоинствах и недостатках тиражируемых продуктов и заказных разработок говорилось уже не раз. Два крайних полюса здесь вполне очевидны: там, где приложение выполняет стандартные функции и удовлетворяет потребности массового пользователя, предпочтительны готовые продукты, если же оно решает уникальные задачи, то не обойтись без специальной разработки. Тем не менее и в таких массовых отраслях, как розничная торговля, заказные приложения нередко находят свое место. Об этом свидетельствует, в частности, опыт российской компании CUSTIS, где создана ИС, автоматизирующая, в частности, управление торговой сетью известного холдинга “Спортмастер”. Научный редактор PC Week/RE Сергей Свинарев беседует с руководителем направления “Торговые сети” компании CUSTIS Михаилом Заборовым.
PC Week: Что заставляет заказчиков из такого массового сегмента, как розничная торговля, делать заказные разработки при том, что на рынке есть множество тиражируемых решений?
Михаил Заборов: На первый взгляд может показаться, что все торговые предприятия решают одни и те же типовые задачи. Если говорить не об управлении предприятием, а об осуществлении чисто учетных функций, то во многом ситуация именно такова. Однако на самом деле торговля продовольственными товарами и торговля бытовой электроникой — это существенно различающиеся виды деятельности. И даже если две сети работают в одной нише, ведут они свой бизнес, как правило, по-разному. В одной из них, к примеру, за сбыт отвечают логистики, которые решают, как товары распределяются по складам и торговым точкам. И связано это с тем, что главный приоритет здесь — минимизация складских запасов. В другой же сети на первом плане может быть поддержание на полках магазинов самого широкого ассортимента. В третьей важно балансировать заказ партий товара с прогнозом спроса. На это накладываются организационная структура компании и применяемые в ней бизнес-процессы, которые тоже у всех разные.
Готовые программные продукты выполняют преимущественно типовые учетные задачи, а для решения специализированных проблем предлагается интеграция с продуктами узкой функциональности. Зачастую вендоры говорят о том, что подгонка под нужды конкретного заказчика может быть сделана с помощью настроек и расширений. Если эти модификации существенны, то, по сути, базовый пакет используется в качестве платформы, а на ее основе выполняется заказная разработка в том или ином виде. Мы тоже создаем свои решения на технологической платформе, но платформу эту мы построили сами, и мы же ее полностью контролируем. А следовательно, можем оперативно и в наиболее полной мере реализовать все пожелания заказчика. Более того, заказчик вместе с приложением получает и нашу платформу и при желании может сам разрабатывать на ней дополнения и расширения.
PC Week: Кто осуществляет внедрение ваших разработок? Есть ли у вас партнеры в области бизнес-консалтинга, выполняющие подобные проекты?
М. З.: Таких партнеров у нас нет. Внедрение осуществляем мы сами. При этом мы исходим из того, что с наилучшим качеством развернуть систему могут ее авторы, хорошо знающие все потенциальные возможности своего программного кода и архитектуру приложения. Бизнес-консультанты, как правило, не привлекаются: постановку задачи осуществляет сам заказчик в тесном взаимодействии с нами. У нас есть собственный визуальный инструментарий, включающий язык, понятный обеим сторонам. С его помощью формируются требования к будущей системе. Такой путь для заказчика более труден, чем традиционный, но в итоге он выигрывает, потому что снимаются ключевые риски проекта на ранних этапах.
PC Week: Как быть с затратами? Исходя из самых общих соображений заказная разработка должна быть дороже готового продукта...
М. З.: Это действительно так, если сравнивать ее с по-настоящему коробочным продуктом. Но в данном случае, когда готовое решение используется в качестве платформы для настроек и доработок, нужно рассматривать все затраты на протяжении всего жизненного цикла системы. Ведь со временем бизнес-процессы в компании меняются, возникает потребность в реализации совершенно новых функций, и тогда у заказной разработки появляются неоспоримые преимущества. Ее авторам гораздо проще модернизировать систему, поскольку все ее компоненты находятся под их полным контролем. Наш опыт показывает, что затраты на дальнейшее сопровождение заказной информационной системы — на создание новой функциональности и расширение сферы применения приложения — составляют не менее трех четвертей.
PC Week: С заказной разработкой часто связывают более высокие риски. К примеру, риск ухода разработчика с рынка и прекращения поддержки продукта. Насколько такие опасения обоснованны?
М. З.: Мы присутствуем на рынке с 1996 г и чувствуем себя уверенно. Тем не менее очевидно, что такие риски есть. Мы всегда стараемся выстроить с клиентом долгосрочные отношения, ну а если для него снятие таких рисков особенно важно, создаем совместное предприятие, которое занимается поддержкой и развитием системы. Поскольку в нем трудятся специалисты обеих компаний, в случае ухода разработчика с рынка система не останется брошенной. А если учесть, что мы передаем заказчику все исходные коды как приложения, так и платформы, то с этой задачей вполне могут справиться и специалисты его ИТ-департамента. Кроме того, с точки зрения рисков мы конкурируем не только с производителями тиражных продуктов, но и с разработками, которые ведутся на предприятии собственными силами. В этом случае наше предложение сопряжено с гораздо меньшими рисками, поскольку даже просто уход ключевых программистов с предприятия может иметь катастрофические последствия для бизнеса.
PC Week: Спасибо за беседу