Компания “Электронные офисные системы” (ЭОС) ведет свою историю с августа 1994 г. и специализируется на разработке, внедрении и поддержке оригинальных систем электронного документооборота (СЭД). По данным ряда аналитических агентств, на отечественном ИТ-рынке она уже много лет занимает лидирующие позиции по количеству рабочих мест, автоматизированных с помощью ее продуктов. Предлагаем вашему вниманию беседу нашего обозревателя Владимира Митина с бессменным генеральным директором ЭОС Владимиром Баласаняном.
PC Week: Чем системы класса ECM (Enterprise Content Management, управление корпоративным контентом) отличаются от СЭД?
Владимир Баласанян: ECM — это принятое во всем мире определение; под ECM понимается совокупность приложений для работы с неструктурированной информацией. А отечественный термин СЭД не имеет общепринятого определения. Этой аббревиатурой в России называют различные приложения для работы с электронными документами, независимо от того, к какому классу — в терминах мировой классификации — эти приложения относятся.
Что касается нашей компании, то термином СЭД мы обозначаем готовые к использованию программные продукты, обеспечивающие автоматизацию документационной деятельности в соответствии с отечественными нормами делопроизводства. В частности, мы предлагаем заказчикам следующие СЭД: самостоятельный программный продукт — систему ДЕЛО, а также надстройки над ECM-платформами eDocLib: документооборот (надстройка над нашей портальной ECM-системой eDocLib) и EOS for SharePoint* (надстройка над ECM-системой Microsoft Office SharePoint Server).
PC Week: Вы располагаете многолетним опытом общения с заказчиками из самых разных отраслей. Что можно сказать об эволюции требований заказчиков к функционалу СЭД?
В. Б.: Лет 15 назад заказчик ждал от СЭД автоматизации учетно-контрольной работы делопроизводственного персонала. Сейчас речь идет об автоматизации всех процессов работы с документами на предприятии. Это потребовало включения в СЭД целого ряд новых технологий: потокового сканирования, штрихкодирования, процессного управления, цифровой подписи, веб-технологий, мобильных устройств и т. д.
Сегодня заказчика интересуют уже не просто функциональные возможности СЭД, они хотят решать с помощью СЭД конкретные задачи: коллективно создавать и согласовывать проекты документов, поддерживать деятельность руководителей и коллегиальных органов, управлять договорной деятельностью, электронными и бумажными архивами, выпускать юридически значимые электронные документы, контролировать принятые решения, взаимодействовать с физическими и юридическими лицами через Интернет и электронную почту, оказывать электронные услуги, осуществлять межведомственное взаимодействие и т. д.
Поэтому мы все большее внимание уделяем методической работе, цель которой — помочь заказчику воспользоваться всем спектром функциональных возможностей наших систем для решения конкретных, актуальных для заказчика задач.
PC Week: Ходит немало разговоров о том, что нынешнее российское законодательство не столько способствует развитию истинно электронного документооборота, сколько сдерживает его...
В. Б.: Действительно, до недавнего времени ситуация была именно такой. И, как следствие, несмотря на масштабные проекты по внедрению СЭД, до сих пор в нашем обществе практически отсутствует обращение электронных документов, а подлинники документов, как правило, изготавливаются и подписываются в бумажном виде.
Однако в этом году — незаметно для широкой публики — произошли и происходят поистине революционные изменения в законодательстве. Закладывается правовая основа для использования электронных документов практически во всех сферах государственного управления. Таких масштабных перемен в области технологий работы с документами у нас не было, наверное, со времен Петра I.
Предварительный анализ показывает, что благодаря уже вступившим в силу нововведениям появляется возможность использовать электронные документы при взаимодействии органов государственной власти с организациями и гражданами в ходе предоставления государственных услуг. Налоговые органы и налогоплательщики могут теперь большую часть документов передавать друг другу в электронном виде; закреплена возможность использования электронных счетов-фактур. Также расширяются возможности использования электронных документов в судебном арбитражном процессе, в том числе и в качестве доказательств.
И это только начало. В настоящее время идет работа над не менее важными законопроектами. Вот только наиболее значимые: “Об электронной подписи”, предусматривающий возможность использования нескольких видов электронных подписей; “О бухгалтерском учете”, позволяющий вести первичную бухгалтерскую документация в электронном виде, и “О нотариате”, вводящий возможность совершения нотариальных действий в электронном виде.
Эти изменения в законодательстве неизбежно изменят рынок СЭД и ECM -систем. Как только СЭД станут местом хранения электронных подлинников, к ним будут предъявляться существенно более жесткие требования — в плане обеспечения целостности и аутентичности документов и их долговременной сохранности.
PC Week: Ваши продукты готовы к работе с юридически значимыми электронными документами?
В. Б.: Наше лидерство во многом связанно именно с тем, что мы готовы к вызовам рынка СЭД, потому что стремимся не следовать за тенденциями, а предвидеть их. Так, например, еще с 2007 г. мы поставляем готовое решение — “Юридически значимый документооборот”.
Сейчас, когда для большинства организаций переход к выпуску электронных подлинников еще не стоит на повестке дня, мы уже имеем готовое решение. Проблема в том, что принятый у нас регламент выпуска документов противоречит традиционной технологии использования ЭЦП. Как известно, официальный документ может иметь одну или несколько согласующих и утверждающих подписей, а также обязательные реквизиты — регистрационный номер и дату, печать и т. д. Все эти подписи и реквизиты проставляются в какой-то последовательности. Рассмотрим простейший случай. Как правило, документ сначала подписывается руководителем, а потом на нем проставляются регистрационный номер и дата. В случае электронного документа, если файл документа подписан, скажем, ЭЦП руководителя, то — после простановки в нем регистрационного номера и даты — подпись руководителя становится недействительной, ведь текст документа претерпел изменения.
Предвидя такое технологическое противоречие, весной нынешнего года мы выпустили программный продукт EDSign, представляющий собой надстройку текстового редактора MS Word 2007. EDSign позволяет обеспечить подписание электронного документа различными лицами в произвольной последовательности, что дает возможность вносить при подписании дополнительную информацию, специфическую для каждого подписанта, не нарушая при этом ЭЦП других участников процесса выпуска официального документа.
Конечно, для того чтобы предвидеть проблемы и предлагать их решения, нужно внимательно изучать отечественный и мировой опыт. Приведу только один пример — проект создания системы межведомственного электронного документооборота федеральных органов власти (МЭДО). Наша компания практически с самого начала принимала участие и в обсуждении различных вариантов решений, и в реализации этого проекта. В интересах проекта МЭДО мы провели масштабное исследование опыта межведомственного взаимодействия в нашей стране и за рубежом. Его результаты были опубликованы весной нынешнего года в книге Натальи Храмцовской “Современные идеи и опыт в области государственного управления: Межведомственное электронное взаимодействие”**. Многие новейшие решения и подходы нашей компании были созданы, в том числе, и с учетом результатов этого исследования.
PC Week: Какие информационные технологии оказывают сегодня наибольшее влияние на рынок СЭД и ECM-систем?
В. Б.: Безусловно, рынок СЭД следует всеобщим тенденциям расширения использования веб-технологий, портальных и мобильных решений, ухода в облака. Другая очень важная тенденция — создание инструментальных ECM-платформ, на базе которых пользователь может сам — без программирования — создавать необходимые ему приложения, а в процессе эксплуатации модифицировать их, сохраняя ранее накопленные данные.
Наш продукт eDocLib построен и динамично развивается с учетом этих тенденций. Анализ мирового рынка позволяет нам с уверенностью говорить о конкурентоспособности этого продукта. В настоящее время уже подготовлена англоязычная версия этого продукта, которую мы будем продвигать на мировом рынке.
PC Week: Несколько лет назад вы отмечали, что в нашей стране ту или иную СЭД используют лишь около 3% предприятий и учреждений. Что можно сказать о распространенности СЭД в настоящее время?
В. Б.: Темпы роста продаж нашей компании и других лидеров рынка позволяют сделать вывод, что число таких предприятий увеличилось в несколько раз, однако настоящее будущее отечественного рынка еще впереди.
PC Week: А что можно сказать о количестве и качестве игроков этого рынка?
В. Б.: Если говорить о мировом рынке, то ECM-системы давно стали важнейшим компонентом корпоративной ИТ-инфраструктуры предприятий, и уже в течение нескольких лет активно идут процессы консолидации, в ходе которой софтверные гиганты поглощают ведущих игроков ECM-рынка.
Отечественный рынок СЭД все еще находится в начальной стадии. Он сегодня более чем скромен по своим объемам, у нас не сложились общепринятые требования к системам, нет даже единой терминологии. В значительной степени это связано с тем, что большинство заказчиков еще не готовы к масштабному использованию электронных документов, которые пока играют вспомогательную роль.
PC Week: Можно ли сказать, что СЭД’ы становятся более “толерантными”, то есть более “терпимыми” к чужим форматам данных и более совместимыми друг с другом?
В. Б.: Международные организации и ведущие производители активно занимаются выработкой стандартов, обеспечивающих интероперабельность ECM-систем. От самого общего стандарта взаимодействия ECM-систем Content Management Interoperability Services (CMIS) до требований к системам управления документами (например, MoReq) и стандартов представления офисных и архивных документов (например, ODF, OOXML, PDF/A).
В России процесс выработки требований к СЭД (в том числе на основе международных стандартов) только начинается. Недавно созданный подкомитет по стандартизации электронного документооборота (ПК6) завершит в этом году работу по выпуску первого в нашей стране ГОСТа по взаимодействию систем управления документами, в основе которого лежит стандарт, разработанный в свое время несколькими отечественными компаниями — производителями СЭД под эгидой Гильдии Управляющих Документацией. Именно на основе этого стандарта формируется и отрабатывается формат обмена документами в системе МЭДО. Наша компания, опять-таки предвидя ближайшее будущее, когда начнется реальное электронное взаимодействие СЭД, завершает выпуск нового продукта — сервера электронного взаимодействия (СЭВ), поддерживающего не только формат нового ГОСТа и формат МЭДО, но и более продвинутые схемы взаимодействия СЭД.
PC Week: Спасибо за беседу
*Некоторые аспекты EOS for MOSS рассматривались в PC Week Review, № 11/2008 (www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=116092) — В. М.
**Анонс данной книги можно найти в PC Week/RE, № 17—18/2010 (www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=123062) — В. М.