Вслед за авиакомпаниями, которые достаточно активно заявляют о возможности поддержки доступа в Интернет на борту во время полета, подобный сервис тестируют и в поездах РЖД. Хотя сотовая связь доступна пассажирам поездов по умолчанию, но только там, где есть покрытие сети (обычно при проезде населенных пунктов), кроме того, доступ можно попробовать получить по EDGE/UMTS или 1х/EV-DO (в зависимости от используемого устройства). Между тем полноценный выход в Сеть во время всего пути все-таки необходим. В настоящее время идут тестовые испытания, но с технической точки зрения оснастить фирменные и скоростные составы спутниковой связью можно уже до конца 2010 г.
Оснащение составов, скорость движения которых достигает 200—300 км/ч, доступом в Интернет —тривиальная задача, реализованная в США, Европе и Японии. Поэтому изобретать какие-либо специальные решения нет необходимости — надо протестировать уже существующие и выбрать наиболее подходящие для российской специфики, учитывая определенный дефицит и доступность спутникового ресурса и температуру окружающей среды зимой.
Состав решения для обеспечения выхода в Сеть по VSAT состоит из самого спутникового модема, нетбука для настройки доступа и управления антенным постом, специальной антенны и сетевого оборудования, обеспечивающего “раздачу” канала по Wi-Fi в вагонах поезда. Для установки оборудования требуется совсем немного места, оно подключается к стандартным разъемам бортового электропитания.
Стандартные антенны для такой работы, конечно, не подойдут — нужен специальный комплекс на поворотной платформе (уровень наклона от 0 до 90º, поворот — на 360º по своей оси), который кроме точного наведения на спутник, обеспечивал бы еще и постоянную подстройку с учетом скорости и направления движения поезда. Для настройки обычно используют контроль за уровнем сигнала, данные GPS (в будущем — и ГЛОНАСС), а также математические вычисления (аналогичные артиллерийским системам наведения). Кроме того, передатчик на антенне нужен достаточно мощный — стандартными 1—2 Вт много “не навоюешь”. Отметим, что во время испытаний, которые проходили июле-августе 2010-го, у участвовавших в испытании операторов стояли передатчики мощностью 8 и даже 25 Вт.
В испытании РЖД участвовали “Стэк.ком” и “Русат”. Судя по всему, конкретной программы тестирования у заказчика не было— главное было показать, что это в принципе работает. Наличие спутникового канала во время движения технические специалисты операторов связи фиксировали пингами, а скорость замеряли перекачиванием контрольного файла через ftp. Видеосвязь не тестировали, а вот VoIP — да, с помощью Skype.
Стоимость подобной системы для одного поезда составляет, по экспертным оценкам, 150—200 тыс. долл., причем три четверти суммы приходится на стоимость самой антенны и ее монтаж. В тестировании принимали участие гиростабилизированная антенна Orbit и фазированная антенная решетка Starling.
Основные “адресаты” подобных систем — составы “Сапсан”, которые следуют между Москвой и Нижним Новгородом и Санкт-Петербургом. В них, правда, по умолчанию установлены системы для доступа пассажиров в Сеть, но работают они весьма странно — большую часть пути поезд находится вне зоны покрытия интернет-провайдера. Точных данных о специфике этого решения в открытом доступе нет, но опрошенные нами технические эксперты предположили, что речь идет “о каком-то стандартном решении от Siemens": это либо спутниковое решение с обратным каналом по сотовой связи, либо доступ в Сеть исключительно с помощью провайдеров мобильной связи: от этого и перерыв с предоставлением сервиса. Следует отметить, что даже фирменные поезда, двигающиеся в Пермь или Владивосток, до сих пор львиную долю пути проходят без мобильной связи: покрытие железнодорожных путей операторы связи не предусматривают. Между тем с использованием VSAT можно было бы не только организовать Wi-Fi-доступ, но и установить пару таксофонов в штабном вагоне составов.
Новое решение должно быть совершенно другим — постоянная скорость без перерывов до 2 Мбит/с в прямом и 512 Кбит/с в обратном канале. Как отметил нам источник, близкий к руководству проекта, “планируется, что с помощью подобной системы можно будет обеспечить 50 одновременно работающих в Сети пользователей, которые будут подключены не только с помощью мобильных ПК, но и смартфонов”. Таким образом, при средней наполняемости “Сапсана” в 500 пассажиров, речь идет о проникновении услуги мобильного ШПД в 10%.
Схема работы следующая — головным предприятием-заказчиком будет, конечно, РЖД. Кроме того, необходимо определить интегратора проекта, а также оператора связи, обладающего лицензией на телематические услуги, который сможет смонтировать оборудование и предоставить каналы спутниковой связи. Очень вероятно, что для этого может быть использован один из спутников “Ямал” или “Экспресс”, хотя возможно подключение к большому списку иностранных “бортов": но это уже политический, а не технический вопрос.
Отметим, что подобные проекты в РЖД пытаются реализовать в течение последних двух лет. Причем основная мотивация состоит совсем не в том, что число бизнес-пассажиров и фирменных поездов с вагонами повышенной комфортности растет вместе с числом мобильных ноутбуков и нетбуков. Нет и особенного желания у руководства РЖД расширить продажи электронных билетов (www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=121955) на свои рейсы на промежуточных станциях (хотя постепенно, с улучшением системы “Экспресс-3”, это происходит), не видно и стремления конкурировать с внутрироссийскими авиаперевозчиками по уровню сервиса. Развитие подобных сервисов может быть сдвинуто с мертвой точки благодаря национальному проекту “Олимпиада 2014”: внедрение поддержки доступа в Интернет на РЖД, скорее всего, произойдет одновременно с продлением трассы для “Сапсанов” в Сочи.