На прошедшей в сентябре коллегии Минкомсвязи РФ обсуждались вопросы развития телеграфной и почтовой связи в России. Не исключено, что после полутора десятилетий раздельного существования в качестве самостоятельных служб эти два вида связи вновь окажутся в одной упряжке. И основная причина тому — их убыточность.
Коллегия обсудила новую редакцию федерального закона “О почтовой связи”. “Вопрос модернизации закона о почтовой связи давно назрел, — считает Тамара Моисеева, заместитель директора департамента государственной политики в области связи Минкомсвязи РФ. — Больше десяти лет прошло со времени принятия предыдущего закона, с тех пор Россия ратифицировала документы Всемирного почтового союза, вступил в силу Таможенный кодекс и несколько других актов, выявлен ряд статей, дублирующих друг друга”.
ФГУП “Почта России” (ПР) является одним из крупнейших работодателей в стране: среднесписочная численность ее сотрудников составляет более 350 тыс. человек. Предприятие располагает огромной сетью объектов почтовой связи — 41,4 тыс. единиц, из которых 73% находятся в сельской местности. При этом 60% отделений являются нерентабельными. Деятельность ПР из года в год субсидируется государством: в этом году из бюджета ей выделено 6 млрд. руб., а в следующем планируется направить 7 млрд.
Проект ФЗ направлен на совершенствование почтовой логистики, обеспечение инфраструктуры ПР техническими и программными средствами, создание условий для оказания нерегулируемых почтовых услуг, развитие инфраструктуры для финансовых услуг, модернизацию объектов почтовой связи. В нём впервые закреплен статус назначенного оператора почтовой связи для исполнения международных обязательств России в области почтовой связи. Таких операторов может быть несколько.
И хотя вопрос организации Почтового банка на основе ПР на коллегии напрямую не обсуждался, необходимые для этого условия учитывались при создании проекта ФЗ. “В проекте расширен спектр финансовых услуг по сравнению с ныне действующим законом, — сообщил Александр Орешкин, заместитель гендиректора “Почты России”. — Положительно скажется снятие запретов на приватизацию федерального имущества, появляется возможность акционирования ПР, создания Почтового банка”.
Сейчас законопроект направлен в 23 министерства и ведомства для ознакомления и согласования, шестнадцать из них уже согласовали его, в остальных работа над документом еще продолжается; самые серьезные разногласия намечаются с Федеральной службой охраны и Федеральной службой по тарифам.
Нелегкая судьба и у другого старейшего вида связи — телеграфного. “Сто семьдесят лет исполнилось этому виду передачи сообщений, — сказал Игорь Щеголев, министр связи и массовых коммуникаций. — Раньше это был единственный вид документальной электросвязи”. Сейчас телеграфия находится в кризисном состоянии: если в 1991 г. в России было отправлено 200 млн. телеграмм, то в 2009-м — всего 11,5 млн. Вместе с тем снижение спроса на услуги телеграфной связи и рост потребностей в других современных услугах — общемировая тенденция. В Нидерландах телеграф в 2004 г. вообще прекратил свою работу, а в Канаде, Швеции и Японии прием телеграмм осуществляется по сети Телекс.
В нашей стране эта услуга давно уже стала убыточной для отрасли. И тем не менее телеграф и сегодня остаётся значимым видом связи. В документообороте, говорит министр Щеголев, именно заверенная телеграмма является юридическим документом, а с учётом особенностей территории нашей страны телеграфная связь имеет ещё и стратегическое значение для государственного управления в условиях чрезвычайных ситуаций.
Поэтому на коллегии ставились вопросы модернизации телеграфной сети и обсуждались новые требования к построению сетей телеграфной связи, призванные обеспечить конкурентоспособность услуг и нормативную поддержку сложившейся практики модернизации “сетей доступа”. В частности, высказывалось мнение, что телеграф целесообразно заменить на какую-то другую телекоммуникационную структуру, основанную на современных технологиях.
Генеральный директор “Центртелекома” Ваагн Мартиросян, например, предложил преобразовать его в федеральную систему документальных сообщений на базе сети Интернет. Для доставки срочных сообщений можно создать индивидуальные ящики электронной почты, однозначно связанные с почтовыми адресами граждан. Должна быть проведена коренная модернизация телеграфных служб с сохранением имеющихся свойств сети, а также доработана нормативная база подотрасли.
В свою очередь Валерий Таранов, директор департамента государственной политики в области связи Минкомсвязи РФ, сказал, что в сложившихся условиях следует осуществить переход на современные технологии, использовать передачу данных на основе IP/MPLS. По его словам, до сих пор работы по модернизации телеграфной связи носили точечный характер, а нужно широкомасштабное развитие сетей. Телеграф необходимо включить в перечень универсальных услуг связи и обеспечить его безубыточность.
“Пока мы будем создавать новые решения, телеграф умрет совсем, — печалится замминистра связи Наум Мардер. — Не нужно городить отдельную систему. Может быть, есть смысл рассматривать телеграмму как ускоренное письмо, и тогда эта служба может стать одним из видов почтовой услуги”. Того же мнения придерживается и Игорь Щеголев: “Это услуга, которую может оказывать почта, — считает он. — Строго говоря, это еще один вид почтовой услуги!”
По поручению министра в течение двух месяцев будут подготовлены новые предложения по поддержке и развитию телеграфии, и не исключено, что телеграфная и почтовая службы вновь будут объединены под одной крышей, как это было до начала 90-х годов.