На заседании коллегии Министерства связи и массовых коммуникаций РФ обсуждались вопросы управления телекоммуникационной сетью общего пользования в чрезвычайных ситуациях. “Впервые в истории Российской Федерации в семи регионах была объявлена чрезвычайная ситуация, — сказал министр Игорь Щеголев. — В результате летних лесных пожаров сгорело десять почтовых отделений, уничтожено больше двадцати сооружений связи и 40 км линий связи”. Сегодня пострадавшие объекты приводятся в порядок. Но необходимо решить ряд правовых и организационных вопросов.
“В последнее время мы живем практически в состоянии перехода от одной критической ситуации к другой: взрывы военных складов в Ульяновске, авария на Саяно-Шушенской ГЭС и т. д., — отметил заместитель министра Наум Мардер. — Но летом этого года сложилась новая правовая среда: на некоторых территориях был введен режим чрезвычайной ситуации, когда управление в регионе переходило к органам федеральной власти”.
Приказом Минкомсвязи № 99 “О дополнительных мерах по повышению устойчивости функционирования сооружений и объектов сферы связи и массовых коммуникаций” было введено непосредственное управление со стороны министерства сетью связи общего пользования на территориях, находящихся в режиме чрезвычайной ситуации: в республиках Марий Эл и Мордовия, во Владимирской, Воронежской, Московской, Нижегородской и Рязанской областях. Участники заседания проанализировали вопросы, связанные с работой в режиме чрезвычайной ситуации. Касаясь ущерба для отрасли, г-н Мардер, в частности, отметил, что было уничтожено восемь таксофонов, два пункта коллективного доступа в Интернет, повреждено 5 тыс. номеров АТС, пострадали 31 сотрудник почты и девять работников электросвязи.
По приказу Минкомсвязи было проведено несколько экстренных заседаний специальной комиссии, на которых решались четыре основные задачи: как не допустить возгорания объектов связи; как организовать связь в местах пожаров; как обеспечить скорейшее восстановление сетей и сооружений связи, а также как провести размещение средств видеонаблюдения в пострадавших населенных пунктах. В результате провайдерами сотовой связи оперативно введены в строй 43 новые базовые станции, компания “Центртелеком” проложила 700 км линий связи, установила 90 видеокамер и т. д.
В период чрезвычайных ситуаций (ЧС) обнаружилось немало организационных и технических проблем, таких как трудности взаимодействия операторов связи друг с другом, с органами местного самоуправления и центральной власти, с подразделениями МЧС. Выявилось отсутствие алгоритмов прямого управления операторами связи из отраслевых служб; были случаи, когда представители сотовых компаний “посылали куда подальше” работников Минкомсвязи: у нас, мол, есть собственные акционеры, и они нам таких распоряжений не давали.
Оказались не отработаны и алгоритмы межсетевого роуминга в местах пожаров. В условиях ЧС резко, до 10 крат, возрастает нагрузка на сети связи, но при организации межсетевого роуминга вместо скорейшего решения технических вопросов основное внимание уделялось организационно-договорным (типа: “А сколько мы теперь будем платить?” или: “А как мы будем рассчитываться?”). Выявилось также, что не решены в полном объеме вопросы работы сетей связи в отсутствие длительного электроснабжения. Кроме того, многие телекоммуникационные операторы не располагают запасами резервного оборудования (базовые станции, кабели связи и т. д.).
В некоторых регионах возникали проблемы допуска аварийных бригад на территорию, где объявлена чрезвычайная ситуация: при этом всеми ведомствами выдвигалось требование дать связь немедленно, но ремонтникам, чтобы получить разрешение на проезд к аварийному объекту, приходилось ждать по два-три дня.
В числе рекомендаций на коллегии прозвучало предложение завершить в нынешнем году создание на базе Роскомнадзора единого центра управления отраслью и координации действий всех оперативных служб в условиях ЧС. Предложено также определить порядок межсетевого роуминга, составить номенклатуру изделий, связанных с мобилизационным резервом, решить вопросы участия армейских связистов из состава Военного эксплуатационно-восстановительного управления связи в работах в зоне ЧС.
Очередной раз подтверждена необходимость создания мобильных комплексов связи, включая почтовую, для оказания населению услуг (например, будут востребованы те же мобильные таксофоны), нужны аварийные запасы современных цифровых средств связи, следует предусмотреть тренировки связистов и решить вопросы оповещения в условиях ЧС. Многие из этих вопросов звучали еще на расширенной коллегии Минкомсвязи в мае нынешнего года , но до дела, как обычно, руки не дошли.