Корпорация EMC за последние десять лет превратилась из компании, специализирующейся на производстве дисковых массивов категории high-end, в поставщика продуктов и решений, охватывающих разные аспекты хранения данных и оптимизации ИТ-инфраструктуры предприятий. О том, как EMC видит дальнейшее развитие технологий хранения данных, руководитель отдела технических решений российского представительства корпорации Игорь Корнетов рассказал научному редактору PC Week/RE Льву Левину.
PC Week: Кризис научил всех думать об экономии средств и эффективности их использования. Чем на это отвечают производители систем хранения данных?
Игорь Корнетов: Эффективность — это прежде всего повышение коэффициента использования имеющихся ресурсов, достижение более высоких результатов без дополнительных инвестиций. Например, сегодня за ту же сумму можно приобрести диск большей производительности, чем в прошлом году. Еще один уровень повышения эффективности — уменьшение энергопотребления и тепловыделения систем хранения. Для этого очень хорошо подходят технологии, которые EMC продвигает в последнее время. В частности в унифицированной системе хранения Celerra мы реализовали разные технологии доступа и уровни сервиса, возможность использования разных типов дисков. Фактически речь теперь идет об эффективной консолидации хранения. Если раньше, установив в одном массиве диски разных типов, не всегда удавалось оптимально использовать эту комбинацию, потому что требовалось вручную переносить данные между ними, то сейчас благодаря технологии FAST подобная операция выполняется автоматически. В результате не только экономятся людские ресурсы, но и ускоряется перенос данных, что позволяет оперативнее реагировать на изменение условий (администратор не может постоянно отслеживать изменение нагрузки). Таким образом, мы увеличиваем отдачу от имеющихся ресурсов и добиваемся большей производительности за те же деньги.
Если мы посмотрим, количество операций ввода/вывода, которое может обеспечить массив при использовании флэш-дисков, то получается, что одна операция ввода/вывода стоит намного меньше, хотя сами флэш-диски существенно дороже обычных винчестеров. Кроме того, у флэш-дисков заметно меньше энергопотребление, тепловыделение и вибрация, чем у обычных жестких дисков. Могу сказать, что в России практически каждый покупатель Symmetrix приобретает массив в конфигурации с флэш-дисками и твердотельные накопители применяются примерно в каждой третьей поставке нашей СХД среднего класса.
PC Week: Сейчас в большинстве дисковых массивов среднего и старшего класса поддерживается технология virtual (thin) provisioning. Однако результаты опроса наших читателей показывают, что процент тех, кто ее реально использует, еще сравнительно невелик. Какую выгоду дает эта технология?
И. К.: По существу она реализует основную концепцию облачных вычислений — владелец системы хранения покупает ровно столько сервиса (в данном случае — емкости), сколько нужно в данный момент. Например, в каждой организации есть файловый сервер, на котором у каждого пользователя есть своя домашняя папка, размер которой определяет системный администратор. Допустим, в организации работает 100 пользователей и максимальный размер домашней папки для них установлен 1 Гб. Это означает, что на всех надо выделить 100 Гб дискового пространства, хотя в среднем папки заполнены только на 30%, т. е. 70 Гб емкости дисков не используется и заказчик не получает никакой отдачи от вложенных в эти диски деньги. Virtual provisioning решает эту проблему, и заказчик покупает ровно столько емкости, сколько ему нужно. Преимущества реализации данной технологии EMC в том, что у нас нет ограничений на репликацию виртуальных томов. Разумеется, бывают ситуации, для которых virtual provisioning не подходит, но по мере совершенствования технологии и роста мощности процессоров она применяется все чаще, и я уже затрудняюсь сказать, какой процент наших заказчиков использует обычные “толстые” тома, а какой виртуальные “тонкие”.
PC Week: Одна их популярных сейчас тем — дедупликация данных. В каких случаях эта технология целесообразна и какие ей свойственны ограничения?
И. К.: Сама технология дедупликации придумана достаточно давно, но еще лет пять назад на практике она служила для решения узкого круга задач, например при хранении неструктурированного контента на системе EMC Centera. По мере совершенствования технологии дедупликации и увеличения производительности процессоров появилась возможность применить дедупликацию и в системах резервного копирования. В принципе дедупликация пригодна и для первичного хранения, но обычно главная задача первичного хранения —обеспечение гарантированного уровня сервиса, чего не всегда можно добиться, если используется дедупликация. Как правило, при первичном хранении прибегают к компрессии данных, которая экономит мощности без риска снижения уровня сервиса, а технологии дедупликации заняли свое место в системах резервного копирования и архивирования. Разумеется, применение дедупликации требует определенных инвестиций, которые, впрочем, можно легко обосновать, если сравнить их со стоимостью хранения 1 Тб данных и учесть экономию за счет уменьшения объема резервных копий. В среднем, при использовании, например, нашего решения Data Domain сжатие составляет 17:1. Дедупликация не только дает экономию затрат на резервное копирование, но и меняет сам подход к его реализации — лента все больше служит для долговременного хранения, а также в случаях, когда организация согласно требованиям законодательства обязана хранить резервные копии на отчуждаемых (съемных) носителях. Многие наши заказчики построили систему резервного копирования на жестких дисках с дедупликацией Data Domain.
Как и в случае с виртуализацией, наибольший эффект получается при сочетании разных реализаций технологий, и наряду с дедупликацией Data Domain мы предлагаем и дедупликацию на стороне клиента на базе нашего решения Avamar. И Data Domain, и Avamar можно использовать в сочетании с уже построенными системами резервного копирования. Например, дисковый массив Data Domain заказчик может установить вместо ленточной библиотеки или в дополнение к ней и в результате получит повышение скорости копирования и восстановления, возможность поддерживать больше полных резервных копий и т. п.
PC Week: Ключевое направление в ИТ-инфраструктуре — виртуализация ресурсов. Как оно реализуется в области хранения данных?
И. К.: У EMC есть технология виртуализации ресурсов Invista, в дополнение к которой была разработана технология Vplex, расширяющая функциональность массивов. Основная идея Vplex заключается в том, что мы поднимаемся на следующий уровень технологий репликации. Конечно, технология SRDF, ставшая промышленным стандартом, — это прекрасная технология репликации, однако далеко не у всех наших заказчиков есть Symmetrix, в которой данная технология реализована. Тем не менее заказчикам очень нравится возможность размещения тома данных на двух массивах, которую реализует SRDF, поэтому для этих категорий заказчиков и была разработана Vplex, которая работает и как локальный виртуализатор, но прежде всего рассчитана на распределенные структуры. Мы реплицируем данные на два, три, … N сайтов, но при этом сохраняется единое представление данных, т. е. виртуальное представление тома данных, распределенного по узлам кластера Vplex, доступно для серверов, на каких бы площадках они не находились. Мы получаем возможность обеспечить отказо- и катастрофоустойчивость даже без минимального простоя и при этом совершенно абстрагируемся от используемых СХД. Если раньше такие технологии были доступны только на больших системах (Symmetrix), то с Vplex их могут использовать заказчики с гетерогенной структурой, например компании, у которых в результате слияний и поглощений в ИТ-инфраструктуре имеются массивы разного класса и разных вендоров (не только EMC). Так мы защищаем инвестиции заказчиков. Vplex освобождает от привязки к оборудованию конкретного массива, поэтому можно свободно переносить данные между разными массивами.
По мере того как развиваются технологии виртуализации, становится очевидно, что нельзя ограничиваться только виртуализацией на уровне СХД. Очень интересное движение происходит в сторону комбинирования нескольких технологий. Сочетая серверную виртуализацию VMware с виртуализацией СХД, можно получить дополнительные плюсы, поэтому мы уделяем много внимания интеграции наших СХД с различными технологиями виртуализации VMware и Microsoft Hyper-V.
PC Week: Как технологии хранения помогают сократить эксплуатационные расходы на ИТ?
И. К.: Мы уже говорили об экономии затрат на энергопотребление, охлаждение и аренду площадей ЦОДа за счет применения современных СХД, обладающих существенно лучшими по сравнению с их предшественниками характеристиками. Вторая составляющая сокращения затрат — это экономия на администрировании массива за счет упрощения управления, которое идет по двум направлениям. С одной стороны, это улучшение пользовательского интерфейса и применение различных программ-мастеров, а с другой — автоматизация операций. То, что раньше требовало написания сложных скриптов, сегодня реализуется с помощью графического интерфейса, и это значительно повышает производительность работы администратора. Кроме того, в СХД среднего и начального уровня за счет повышения интеллекта контроллеров массива некоторые операции обслуживания становятся ненужными либо их может выполнить сам пользователь или не очень квалифицированный администратор. Также происходит развитие систем управления всей ИТ-инфраструктурой предприятия, т. е. мы не говорим о системе управления отдельным массивом или системой резервного копирования, а применяем систему, которая отслеживает уровень сервиса, работающего поверх всей инфраструктуры, например почтовой системы, за счет контроля взаимозависимостей между СХД, серверами, виртуальными томами, виртуальными машинами, сетями и т. п. Это позволяет автоматизировать и принятие решений — если система мониторинга видит, что уровень сервиса снизился или может снизиться, то она сама принимает какие-то меры для исправления ситуации.
PC Week: В рамках альянса VCE компании EMC, Cisco и VMware разрабатывают совместные решения. Что это дает заказчику?
И. К.: С одной стороны, заказчик получает законченное и протестированное комплексное решение из одних рук, потому что его архитектура и внедрение создаются альянсом централизованно и проводятся совместные партнерские программы. С другой стороны, мы получаем открытую конструкцию, т. е. мы используем индустриальные стандарты построения сетей DCE (Data Center Ethernet, другой вариант названия FCoE), те же самые механизмы управления, например модуль Universal Infrastructure Manager. В принципе он относится к семейству модулей управления инфраструктурами Ionix, и поэтому его сферу ответственности можно распространить на всю инфраструктуру. По крайней мере не возникнет никаких проблем с его интеграцией в имеющуюся инфраструктуру. Если дополнить его недавно анонсированным решением VMware Director, то появляется возможность организовать динамические облачные инфраструктуры с соответствующими порталами, где пользователи сами могут создавать необходимую им инфраструктуру из виртуальных машин, ресурсов хранения, приложений и т. п.
PC Week: Благодарю за беседу.