В конце сентября в Москве состоялся “тройственный” семинар компаний EMC, Microsoft и TerraLink, посвященный решению EMC SourceOne for SharePoint, которое обеспечивает оптимизацию управления и хранения информации в Microsoft SharePoint. Все три участника выступили с презентациями, делая, естественно, в своих выступлениях акцент на собственные предложения для заказчиков. Но среди остальных в программе мероприятия выделялся доклад Microsoft своим безапелляционным названием: “Почему SharePoint самый популярный продукт для управления информацией”. Именно так, без знака вопроса, просто как констатация общепризнанного факта. Кстати, в ходе самой презентации обсуждения “почему?” действительно не было. И это не вызвало никакого недоумения или сомнения ни у представителей вендоров, ни у слушателей-заказчиков.
У каждого из лидеров рынка ECM (Enterpise Content Мanagement) есть своя “изюминка”. Особенностью Microsoft является то, что она попала в число лидеров (за ее продвижением за последние три года можно хорошо проследить по магическим квадрантам компании Gartner за последние три года), как будто бы и сама не желая этого. Во всяком случае без каких-то видимых усилий. И уж точно без сколько-нибудь заметных внешних приобретений в отличие от всех остальных именитых игроков. С помощью единственного продукта, первая версия которого появилась на рынке менее десяти лет назад .
Причины успеха MOSS (Microsoft Office SharePoint Server), наверное, заслуживают отдельного разговора или даже исследования, но в целом их нужно искать не столько в технологической сфере, сколько в очень точно выстроенной маркетинговой стратегии позиционирования и развития продукта. Хорошо известно, что перспективность SharePoint была поначалу далеко не очевидной даже самой Microsoft (на рынке уже было много решений такого класса), и продукт формировался во многом просто под воздействием внешних рыночных обстоятельств. Когда же его популярность стала достаточно заметной (уже во второй версии под номером 2003), то Редмонд попытался продвигать ее в виде прикладной системы.
Но потом корпорация быстро осознала ошибочность такого решения и поняла, что ей не стоит напрямую конкурировать с поставщиками специализированных решений, а будет лучше выступать на этом рынке в своем традиционном качестве платформенного вендора, делегировав вопросы конкретного применения продукта своим партнерам. Начиная с версии 2007, MOSS позиционируется и продвигается в виде горизонтальной платформы широкого назначения. Все наблюдатели единодушно отмечают правильность такого маркетингово-технологического шага Microsoft, который и стал решающей причиной роста популярности продукта, в том числе за счет того, что компания сумела превратить многих ECM-поставщиков из конкурентов в партнеры.
Так или иначе, но сейчас практически все мировые аналитики согласны с тезисом о том, что одной из тенденций развития мирового рынка Enterprise Content Management (ECM) последних лет является неуклонный рост значимости MOSS, подчеркивая при этом, что речь идет не просто о повышении популярности, а о влиянии данной технологии на развитие рынка в целом. И ведущие ECM-разработчики этот факт не оспаривают, поскольку уже давно поняли: с MOSS лучше не соперничать, а сотрудничать. Еще одним подтверждением тому стал и нынешний тройственный семинар в Москве.
В докладах (причем не в одном) прозвучали количественные оценки популярности MOSS. Так, по озвученным еще год назад данным IDC, более 50% организаций использовали тогда SharePoint, а еще 21% планировали его применение в недалеком будущем. Более того, быстро растет число установленных сайтов SharePoint в организациях: по данным исследовательской компании InfoTrend, на 20 и 109 единиц в месяц (для MBS и для крупных корпораций соответственно). По сведениям различных аналитиков, наблюдается экспоненциальный рост объемов информации в SharePoint, размеры баз данных в ряде случае измеряются уже десятками терабайтов, число документов исчисляется сотнями миллионов (рис. 1).
И вот тут как раз возникает ситуация, когда простое наращивание объемов СУБД (а точнее SQL Server) уже оказывается далеко не самым эффективным вариантом. Проблема усугубляется еще и тем, что SQL Server не оптимизирован для работы с BLOB-данными (Binary Large Object, большой бинарный объект). К тому же, как выясняется, 25% сайтов SharePoint в организациях являются неактивными или устаревшими (но уничтожать их не собираются). В результате при внедрении SharePoint 80% заказчиков вынуждены покупать дополнительную инфраструктуру хранения данных, расходы эти растут, и нужно предпринимать усилия для их оптимизации. Вот тут и появляются партнерские решения, в данном случае — EMC Source One for Sharepoint.
SourceOne — это семейство программных продуктов, формирование которого корпорация EMC начала относительно недавно. Оно представляет собой набор решений, промежуточного слоя, связывающего прикладные и инфраструктурные программные системы с многоуровневым комплексом устройств хранения информации (рис. 2).
Продукт SourceOne for SharePoint был выпущен на рынок в июне этого года. Реализуя общую стратегию активного управления жизненным циклом информации, данное решение предлагает два варианта работы: в режиме хранения (для активных серверов SharePoint) и в режиме архивирования (для неактивных). В любом случае обеспечивается весь комплекс управления информацией (в том числе ее уничтожение) в соответствии с внутренними политиками и внешними нормативными требованиями. При этом вся функциональность решения SharePoint работает без изменений для пользователей, в частности, поиск в архивной информации выполняется прямо из интерфейса MOSS. Кроме того, нужно отметить, что в составе системы SourceOne в этом году появился дополнительный модуль для службы информационной безопасности — EMC SourceOne Discovery Manager (средство проведения судебных расследований в сфере управления корпоративным контентом).
Подводя итог сказанному на семинаре, можно выделить такие основные достоинства EMC SourceOne for SharePoint для заказчиков:
- улучшение производительности: снижает нагрузку на SQL сервера и обеспечивает внешнее хранение информации с простым доступом для конечных пользователей;
- централизованное архивирование: использует единый архив для информации из различных систем SharePoint;
- соответствие требованиям: выполняет хранение информации из SharePoint в соответствии с политикой обеспечения корпоративных требований;
- прозрачность для конечных пользователей: работа с информацией не требует изменений в работе пользователей.