Технологии и мобильная работа — понятия, неразрывно связанные. Ноутбуки позволили нам покинуть офисы и обеспечили свободу передвижения по миру при сохранении доступа к файлам, хранящимся в корпоративных базах данных. Сотовые телефоны и смартфоны еще больше расширили границы свободы, предоставив возможность создавать виртуальные офисы практически из любой точки планеты. Технологии облачных вычислений потенциально способны дополнительно повысить нашу мобильность, обеспечив доступ к важнейшим файлам независимо от нашего местонахождения. Мы больше не ограничены файлами, которые хранятся в наших компьютерах, и не обязаны подключаться к корпоративной сети через VPN.
Технологии избавили мир от оков. Но вспомните слова Питера Паркера из “Человека-паука”, который цитировал своего дядю Бена: “Большие возможности означают большую ответственность”. Мы можем переиначить это высказывание следующим образом: “Большая свобода означает большую ответственность”. Или даже так: “Возросшая мобильность сотрудников ставит перед компаниями сложные задачи в области управления”.
Логично было бы включить в состав ИТ-подразделения менеджера мобильных операций для осуществления надзора за расширяющимся использованием виртуальных сотрудников и виртуальных групп, а также лежащих в основе этого мобильных технологий.
На практике все оказывается не столь просто. За последние 20 лет в результате эволюционного развития технологий, обеспечивающих мобильность, границы между работой, развлечениями и семейной жизнью утратили четкость. Мобильные технологии уже стали не только частью наших трудовых будней, они проникли в повседневную жизнь и превратились в элемент культуры. Поэтому руководителям ИТ-подразделений необходимо управлять мобильностью не только как технологией, но и как элементом корпоративной культуры.
На пересечении мобильности и культуры
Компании из списка Fortune 500 оказались в точке пересечения мобильности и культуры. Мобильность меняет порядок взаимодействия сотрудников друг с другом, с партнерами, поставщиками и клиентами. Если компании не управляют мобильностью или пытаются управлять ею в узком смысле, так же как ИТ или кадровой политикой, то наиболее вероятным результатом станет недовольство сотрудников, которое усугубит различия между возрастными группами.
Недавно руководитель ИТ-подразделения компании из списка Fortune 500 привел в беседе такой пример: “Работники, появившиеся на свет в период бума рождаемости, считают более молодых коллег ленивыми, поскольку те сидят на диванах с ноутбуками, а звонки в офис переадресуют на свои мобильные телефоны”.
Если не управлять такой ситуацией, руководствуясь широкими интересами бизнеса и культуры, возникнет разрыв между опытными и менее опытными работниками.
Кроме того, на работу в больших количествах поступают представители поколений X, Y и Z, уже выросшие на мобильной и беспроводной технологии. Они не просто используют технологию, но стремятся найти ей новые сферы применения.
Подводя итог, можно сказать, что мобильность уже не сводится к технологии. Однако велика вероятность, что отвечать за любые мобильные инициативы в компании будет ИТ-подразделение, а конкретно — его руководитель. Поэтому ему необходимо рассматривать мобильность в широком смысле и понимать последствия данной технологии для деятельности подразделений, занимающихся кадровой политикой, продажами, маркетингом, юридическими вопросами, безопасностью, оборудованием, а также ИТ.
Пять советов, которые помогут вам управлять мобильностью
- Применяйте ее! Используйте iPhone, смартфон с ОС Google Android, Blackberry и пр. Если ваша компания обращается к облаку salesforce.com, опробуйте мобильную версию этого приложения. Воспользуйтесь TripTracker или любым другим приложением для получения информации об авиаперелетах. Подключитесь к своим любимым каналам новостей. Вероятно, есть приложения, позволяющие следить за наиболее интересным для вас видом спорта, или соответствующие другим вашим интересам. Тогда вы поймете, что любят ваши сотрудники.
- Обеспечьте поддержку мобильных устройств. При появлении нового форм-фактора (например, iPad) создавайте процесс для поддержки различных смартфонов и мобильных устройств, используемых вашими коллегами. Поскольку картина меняется очень быстро, а число сотрудников, использующих свои мобильные устройства для работы и в личных целях, растет, компаниям следует пересмотреть порядок выдачи мобильных устройств персоналу. Предоставьте работникам возможность приобретать устройства по своему выбору и обеспечьте им минимально необходимый уровень безопасности. Взглянем фактам в лицо: прошло время, когда можно было поддерживать одну-две корпоративные платформы смартфонов.
- Создавайте мобильные группы из представителей различных подразделений для решения вопросов с оборудованием, кадровой политикой, юридическим обеспечением и безопасностью. Сформируйте группу из сотрудников, которые в любом случае будут общаться в кафетерии, на футбольных матчах и на рабочих местах и которые пользуются мобильными устройствами. Некоторые компании обнаруживают, что благодаря удаленной работе и совместному использованию рабочих мест не каждому сотруднику необходимо выделять личный стол в офисе. Предоставьте особые условия с точки зрения кадровой политики и юридических последствий тем сотрудникам, которые планируют использовать собственные устройства для доступа к корпоративным данным. Позиция “мы этого не поддерживаем” никого не может удовлетворить. Работники поколений X, Y и Z найдут способ получить доступ к корпоративным данным с помощью своих устройств. Гораздо лучше сработать на опережение и заготовить процессы и процедуры, позволяющие ввести их действия в определенные рамки.
- Дело не сводится к обеспечению безопасности. Постарайтесь не увязнуть в этой проблеме, что легко может случиться. Ваш директор по информационной безопасности, безусловно, захочет изолировать мобильные устройства, сделав их совершенно бесполезными. Но это нереально. Безопасность имеет и всегда будет иметь большое значение. Особенно в связи с тем, что с каждым годом устройства постоянно уменьшаются в размерах, теряются и их все чаще крадут. Однако обучение сотрудников в сочетании с некоторыми мерами безопасности (например, парольная защита и удаленное стирание информации на потерянном или украденном устройстве) вполне достаточны для большинства компаний. Предприятиям необходимо найти тщательно выверенный компромисс между риском, удобством использования и затратами.
- Переходите к мобильности. Поставьте перед разработчиками приложений задачу создания любых приложений для мобильной платформы. Это заставит их задуматься и учесть требования по обеспечению мобильности, что, в свою очередь, очень понравится тем сотрудникам, которые уже пользуются мобильными устройствами. Если ваша компания достаточно созрела для мобильности и осознала ее ценность для работников, смело двигайтесь вперед и создайте мобильное приложение для обеспечения обратной связи с сотрудниками, которая позволит оценить их опыт применения мобильных устройств для работы. Выясните, какие плюсы и минусы они видят в использовании мобильности на рабочем месте и вне его. Изучите, какие усовершенствования рекомендуют внести ваши мобильные сотрудники. Вы, наверное, удивитесь количеству и содержанию откликов.