Российский премьер-министр и глава ФАС, кажется, тщательно изучали опыт Вивьен Рединг, бывшего еврокомиссара по вопросам телекоммуникаций, которая сумела “построить” европейских операторов связи в вопросе роуминговых цен на мобильную связь внутри ЕС. Они были снижены операторами самостоятельно — но только после вежливо-грозного напоминания и “последнего китайского предупреждения” о том, что или они это сделают сами, или их отрегулируют в руководстве ЕС. Операторы все поняли правильно и... предпочли сбить цены сами. Так, чтобы они оказались приличными по размерам прибыли.
Прочитавшему заголовки информационных агентств о том, что “с 1 декабря цены на роуминг в России снизятся в несколько раз”, просмотревшему пресс-релизы всех операторов “большой тройки”, СкайЛинка и Tele2 или даже ознакомившемуся со стенограммой обсуждения этого события , может показаться, что наступило-таки счастливое завтра. На самом деле не все так просто.
Расчет цены
Как известно, поступления от роуминга у операторов связи составляют 6—11% от их многомиллиардной выручки в твердой валюте. Между тем, если “позвенеть калькулятором”, то выяснится, что особенного снижения цен не произойдет — операторы просто... легализуют свои тарифные модификаторы. Если это словосочетание вам ничего не говорит — не беда, вы просто этим никогда не пользовались. Дело в том, что у каждого провайдера сотовой связи есть свои небольшие хитрости, приносящие кучу денег. Одна из них — нормальные цены на голосовой или SMS-роуминг можно получить вполне легко... но только после того, как заплатить своему провайдеру “отступные”. А именно определенную абонентскую плату за подключение услуги, которая снижает базово-высокую и даже заоблачную цену на самые обычные услуги связи в роуминге — обычно международном.
Вот посмотрим, к примеру, на МТС. Услуга “Мир без границ” — за 19 руб. в день абонентской платы первая минута входящего вызова в международном роуминге будет стоить 60—80 руб. в зависимости от страны пребывания, а со второй по десятую минуту — полный ноль. То есть каждая минута обойдется пользователю рублей в 6—8. Интересно, почему нельзя сразу поставить такую цену? Потребление трафика увеличилось бы многократно. Аналогичная опция есть у “ВымпелКома” — к примеру, “Страна на заказ” стоит 30 руб. в сутки и дает скидку аж на 50% стоимости минуты в роуминге. Какая-то странная и небывалая щедрость, если только не брать во внимание тот факт, что маржа на этом виде услуг запредельна. Что-то похожее можно наблюдать и у “МегаФона” — это опция “Льготный роуминг": за 100 руб. абонентской платы на 7 дней можно “сбить” стоимость голосового вызова и SMS в три раза. Таким образом, весьма дальновидным руководителям “большой тройки” в целом-то и делать ничего не надо, чтобы достичь озвученных на встрече с Председателем правительства снижения роуминговых вызовов “на голосовые услуги — в 1,5—2 раза, на услуги передачи SMS-сообщений — в три раза”. Только уточнить уже существующие цены.
Интересно отметить, что для пропуска голосового трафика никто и никогда не держит отдельных линков до другого оператора связи — связки “каждый с каждым” стоят слишком дорого. Взаимодействие коммутаторов происходит через ОКС или сеть передачи данных — возможно и через транзитного оператора связи. Таким образом, роуминговый оператор при регистрации SIM-карты в его сети запрашивает домашний коммутатор абонента только о том, разрешено ли ему быть в роуминге и хватает ли для этого денег. Если ответ положительный, то дальше этот клиент обрабатывается как собственный абонент, а звонок, например, по стране пребывания осуществляется ну никак не через Россию да еще и транзитом. Таким образом, говорить о том, что при роуминговом вызове его себестоимость сильно высока — как минимум, не совсем правильно.
В целом понижение цен будет происходить по классической модели “пыль в глаза”, когда наибольшее снижение будет продемонстрировано в тех странах, где у российских операторов есть дочерние компании связи. К примеру, МТС сможет оперативно сбить цены в странах СНГ (они там и раньше были низкими, а год-полтора назад подскочили без всякой разумной причины), “ВымпелКом” — тоже в этом регионе, а также в тех странах, где обладает дочерними компаниями. Не очень “повезло” компании “МегаФон” — дочерних компаний, кроме Таджикистана, у нее особенно не наблюдается. В наиболее интересном положении оказывается Tele2 — во многих странах Европы у оператора есть сети с общими акционерами: крайне вероятно, что там для российских пользователей будут предложены еще более выгодные цены, чем сейчас (18 руб. в минуту). Вообще, даже не имея сети в столице Tele2 могла бы вполне успешно реализовывать здесь свои контракты в аэропортах: по ценам на роуминг они вполне могут конкурировать с туристическими SIMками. Сделать специальный ТП “Европейский” без абонентской платы и интересными контент-сервисами, и вполне можно увеличить число абонентов, которые будут использовать эту SIMку для звонков на родину. В общем — дарю идею J.
Специфика сотрудничества
Очень возможна ситуация, когда по голосовым вызовам и SMS-роумингу операторы “большой тройки” будут развивать индивидуальное сотрудничество с наиболее вменяемыми роуминг-партнерами. К примеру, некоторые тарифные модификаторы у “ВымпелКома” уже сейчас работают только с отдельными иностранными компаниями мобильной связи, с которыми удалось договорится об индивидуальных ценах. Принцип “одна страна — один партнер”. То есть, даже подключив тарифный модификатор, абоненту надо внимательно смотреть на идентификатор сети при совершении вызовов — а то можно “влететь” на деньги. Так будет и в будущем — единые цены, которые сейчас выставлены для многих стран вне зависимости от оператора связи, будут, конечно, уменьшены, но не глобально. А абонентам опять придется смотреть, в сети какого роуминг-партнера выгоднее всего регистрироваться. Но это небольшое беспокойство за возможность, к примеру, звонить по стране пребывания или в Россию в два раза дешевле.
Кроме того, не исключена возможность, при которой на всех новых SIM-картах, а также на “старых”, которые уже находятся в обращении, операторы связи будут подгружать в удаленном режиме списки предпочитаемых операторов связи — тех, с которыми о снижении цен удалось договорится в приоритетном порядке. Таким образом, выбор сети на чужбине “мобильник” будет делать не просто автоматически и бездумно по принципу “подключусь к тому, у кого сигнал лучше”, а совсем наоборот — по спискам, которые ему вежливо “рекомендует” домашний провайдер мобильной связи.
При этом совершенно непонятной остается ситуация с GPRS-роумингом. Операторы, конечно, весьма обеспокоены волнами общественного гнева, которые требуют приковать их к позорному столбу за 500—750 руб. стоимости каждого мегабайта данных в роуминге: это крайне высокие цены при том, что абоненту надо платить “в два конца” — как за отправленную, так и за принимаемую информацию. Формально, позиция “большой тройки” состоит в том, что виноваты иностранные операторы связи, которые де выкручивают руки “бедным российским операторам” и заставляют их клиентов платить втридорога. При этом выступать единым фронтом против такого подхода за более выгодные условия работы они, с какой-то странной застенчивостью, не готовы (писать же письма российскому правительству с одновременными подписями от руководства и акционеров всех операторов “большой тройки” они завсегда готовы — особенно по поводу распределения частот для 4G).
Судя по упоминавшейся выше стенограмме встречи премьер-министра с руководством ФАС и Минкомсвязи, снижение цен “на услуги мобильного интернета [должно произойти] — в 2—4 раза”. Вряд ли операторы при средней марже своих операций на уровне 40% в валюте будут работать в убыток — скорее всего, “зазор для падения” изначально все-таки присутствовал. Для сравнения, кстати, посмотрим цены на роуминг иностранцев в России — у того же Vodafone UK за 1 Мб данных с пользователя попросят 1 фунт стерлингов (около 50 руб.) при роуминге в странах Европы. Если он попадет в Россию — то 3 фунта (150 руб.). Но не более того. Или вот еще одна цифра — с 1 июля максимальная оптовая цена за роуминг в странах Евросоюза составляет 80 евроцентов за 1 Мб трафика. Таким образом, операторы не могут выставлять более высокие цены своим партнерам за услуги роуминга на территории Евросоюза. Неужели только мне цены российских операторов кажутся странными?
Изменение рынка
Как только крупные операторы опустят цены на роуминговые вызовы, всевозможным туристическим SIM-картам станет совсем плохо и такой бизнес практически исчезнет с рынка. Это сейчас зазор по стоимости между их услугами и ставками для роуминга “обычных” пользователей значителен, поэтому их использование выгодно. Но как только он снизится до нескольких рублей, пользоваться такими SIMками будет весьма небольшая часть роумеров.
Совершенно отдельная ситуация намечается с внутрисетевым роумингом. Побывав недавно на Украине и в странах Балтии я был удивлен тем, что там вообще нет такого понятия — цены на входящие и на многие исходящие вызовы “плоские” вне зависимости от того, в каком регионе страны абонент находится. В России как только пользователь делает шаг за границу своего “домашнего” региона, он сразу начинает платить больше, причем не только за исходящие, но и за входящие звонки. Можно сколько угодно говорить о том, что “наша страна большая”, что “передача голосового вызова на большие расстояния стоит денег” и т. д. Но факт остается фактом — уж как минимум за входящие во внутрисетевом роуминге плату можно отменить: ведь для этого у операторов “большой тройки” тоже есть свои модификаторы — убрать абонентскую плату и настроить биллинг по новому вполне возможно. Кроме того, плоские и небольшие цены стимулируют абонентов говорить больше, а также, очень возможно, такое “наступление на цены” подготовит-таки наконец почву для перехода к MNP. Глядишь, и МГ/МН-сети операторов “большой тройки” будут наконец-то догружены, поскольку не будет необходимости использовать “кривые” схемы для дальних вызовов и звонков домой из другого региона.
О том, насколько упадут цены и по каким направлениям это случится в первую очередь, миллионы российских абонентов, которые каждый год выезжают за рубеж, смогут судить уже в самом скором времени. Попутно с этими полезными нововведениями очень хочется пожелать крупным операторам мобильной связи ввести возможность для пользователей устанавливать предельные лимиты затрат на роуминговые счета (лучше всего — из личного кабинета), которые позволили бы им не получать огромные счета по возвращению на родину. К примеру, чтобы предупредить излишние расходы на связь, все европейские операторы связи с помощью SMS уведомляют своих абонентов о каждых 3—5 Мб трафика в роуминге. Кроме того, клиенты предупреждаются по SMS о достижении порога в 50, 80 и 100% от своего месячного лимита затрат (его можно установить через сайт оператора связи). В России такой подход особенно будет актуален для постоплатных тарифных планов.