Как обычно, в первые выходные октября в Москве прошла традиционная ежегодная, уже девятая по счету, конференция российского Форума независимых разработчиков ПО (Independent Software Developers Forum, ISDEF) — сообщества софтверных поставщиков, как правило, относительно небольших, которые во многом ориентированы на работу с западными потребителями. Это направление отечественного ИТ-рынка стало формироваться в России еще в конце 90-х годов, его бизнес-модель тогда базировалась в основном на идеях shareware (условно-бесплатные продукты), но в последние годы с появлением новых технологических и маркетинговых возможностей компании перешли к использованию разного рода интернет-вариантов работы на рынке .
Парадокс ISDEF заключается в том, что об этом сегменте почти все в ИТ-отрасли что-то слышали, но при этом, чем там реально занимаются, знают очень немногие (даже из числа самого сообщества). В отличие от другого объединения экспортно-ориентировнных разработчиков ПО, ассоциации РУССФОТ, ISDEF не только не стремится к публичности, но, скорее, даже придерживается стратегии ограниченных внешних контактов, следуя принципу “мы от вас ничего не требуем, а вы не мешайте работать нам”. А между тем интегральный вес данного софтверного направления на отечественном ИТ-рынке достаточно высок: по экспертным оценкам, прозвучавшим еще два года назад, ISDEF-сообщество — это примерно 10 тыс. высококвалифицированных и энергичных разработчиков, которые трудятся в двух-трех тысячах малых компаний или индивидуально. Объем реализуемой ими продукции — около 1 млрд. долл. (т. е. 30–50% от производимого в России ПО), при этом около 10% ПО продается внутри страны. Но тут нужно отметить, что значимость сегмента малого софтверного бизнеса определяется совсем не только подобными количественными показателями. Гораздо важнее, что именно он составляет тот питательный слой ИТ-рынка, где рождаются настоящие инновации.
Сам формат проведения конференций ISDEF — конец недели, с акцентом на формат неформально-делового общения — неплохо отражают стиль работы сообщества в целом. Можно обратить также внимание на то, что первые несколько лет мероприятие проходило в уединенной и неблизкой подмосковной Черноголовке и лишь потом перебралось в респектабельный отель “Холлидей Инн Виноградово”. В прошлом году конференция прошла более скромно в гостинице “Измайлово” (все-таки кризис на дворе был), а в этом году вернулась в Виноградово.
Нынешняя ISDEF 2010 проходила в традиционном формате: минимум общих разговоров, основной акцент на практические аспекты ведения бизнеса в России и за ее окраинами. В мероприятии приняло участие 233 компании, а 50 из них выступили спонсорами (примерно на уровне прошлых лет). Любопытно, что на конференции уже много лет присутствует (и пользуется популярностью) секция “PR и работа с прессой” — крайне редкая тема для отечественных ИТ-мероприятий — притом, что как раз малый софтверный бизнес имеет дело со СМИ меньше других участников ИТ-рынка.
В этом году на конференции с приветственным словом выступил заместитель руководителя Минкомсвязи Дмитрий Северов, который привел перечень проблем российской софтверной отрасли: высокие страховые взносы, трудности таможенного режима и валютного контроля, подготовка ИT-кадров и развитие инфраструктуры. Но большого оптимизма доклад у слушателей не вызвал: обо всем этом говорится уже много лет, а движения в направлении решения вопросов пока не очень заметно.
Председатель правления ISDEF, генеральный директор компании Fast Reports (Ростов-на-Дону) Михаил Филиппенко оценил в своем выступлении ситуацию в отрасли так: “Рынок здорово меняется. Клиенты ИТ-продуктов (программ, услуг) уверенно двинулись в сервисы (к которым можно отнести и социальные сети), “платформа” (операционная система) перестает иметь значение для клиентов. Для разработчиков ПО важно вовремя развернуться в этом направлении. Но не “бросать все и писать SaaS”, а внимательно мониторить рынок, смотреть, что именно нужно “человеку мобильному” и делать проекты под его нужды”.
Главными темами ISDEF 2010 еще до ее начала были названы SaaS, виртуализация и облачные вычисления, социальные сети и сообщества, мобильные технологии. Что касается, мобильности, то эта тема действительно проходила “красной нитью” во многих выступлениях. А вот облачно-виртуализационные вопросы вызвали больше теоретический интерес. Впрочем, это не российская специфика: в своем обзорном докладе директор по развитию бизнеса Digital River EMEA (Германия) Татьяна Франке отметила, что продвижение облачных моделей в Европе также идет не столь быстро, как это прогнозировалось ранее.
Оптимистичные ноты прозвучали в выступлении генерального директора Softkey Феликса Мучника, который на основе опыта своей компании констатировал, что продажи ПО в России растут, а их онлайновый вариант — ускоренными темпами. Важным моментом тут является также изменение структуры потребителей: на первые места выходят такие отрасли (например, образование и медицина), которых раньше среди покупателей ПО почти и не было.
Говоря о перспективах продвижения российских разработчиков в мировое пространство, генеральный директор “1С:Битрикс” Сергей Рыжиков высказал мнение о том, что в условиях глобализации никаких особых препятствий для этого нет, но при этом нужно быть готовым к самой жесткой конкуренции. Успех в решающей степени зависит от самих разработчиков, но гарантировать его никто не может.
*РУССОФТ объединяет в основном достаточно крупные софтверные компании, ориентированные на разработку заказного ПО