В середине сентября компания IBM провела в Перми свой технологический форум. Одно из рассмотренных на нем инфраструктурных решений непосредственно касалось аппарата правительства Пермского края. В настоящий момент у данного ведомства заключен с IBM сервисный контракт на обслуживание оборудования. Однако в планах аппарата отдать на аутсорсинг кому-либо из серьезных игроков рынка большую часть своей ИТ-инфраструктуры, избавившись таким образом от непрофильных функций.
В контексте активизировавшегося в регионах процесса построения электронного правительства этот локальный опыт представляет определенный интерес.
Эволюция обслуживания информационных систем
Как пояснил консультант управления ИТ аппарата правительства Пермского края Артем Куксов, его ведомству пришлось пройти все ступени обслуживания своей ИТ-инфраструктуры, характерные практически для любой российской организации с 10—15-летней историей.
По классификации г-на Куксова, все начинается с того, что маленькая зародившаяся компания сначала пытается поддерживать информационные системы собственными силами. В ее штате трудятся один-два “студента”, которые полностью закрывают все вопросы, связанные с ИТ.
Через некоторое время компания разрастается и этим доморощенным специалистам перестает хватать времени, сил, да и просто квалификации, после чего привлекаются внештатные наемные сотрудники, которые начинают работать по договору.
Далее эта тенденция сохраняется — задачи перед ИТ-службой становятся все более серьезными, компания сначала заключает договоры на внешнюю поддержку базовых услуг, затем на сопровождение конечных услуг, а когда дело доходит до полноценного аутсорсинга — еще и на предоставление необходимого оборудования для получения этих услуг.
По мнению г-н Куксова, вершина аутсорсинга — это когда, например, для печати документа человеку не нужен свой принтер, а для работы в Интернете свой ПК. То есть человеку гарантируется, что он сможет пользоваться теми или иными сервисами. А как именно это будет реализовано с технической точки зрения — целиком забота подрядчика.
Как нетрудно заключить из всего вышесказанного, по мнению г-на Куксова, постепенный переход к модели полного аутсорсинга является наиболее приемлемым для большинства неайтишных организаций.
Впрочем, в аппарате правительства Пермского края пока еще находятся на предпоследней ступени этой эволюции — ведомство еще полностью не отказалось от собственного оборудования, но уже заключило сервисный контракт с IBM на его обслуживание.
Детали проекта
Как поясняет г-н Куксов, когда аппарат краевого правительства планировал заключить договор на обслуживание собственной сложившейся ИТ-инфраструктуры, руководство выдвинуло ряд требований. Будущий подрядчик должен был обеспечить штатное функционирование межведомственных информационных систем и сервисов, сокращение совокупной стоимости их владения, уменьшение времени разрешения инцидентов. Результатом руководству виделось сокращение времени простоя пользователей информационных систем в органах госвласти Пермского края.
Упомянутые сервисы в аппарате правительства склонны логически разделять на так называемые базовые и прикладные. (Как пояснил г-н Куксов, в общих чертах такое деление осуществлено по признаку непосредственного взаимодействия пользователей с тем или иным сервисом, но есть и исключения.)
К первой группе относятся базовые сетевые службы ЦОДа (DNS, WINS, DHCP, File Sharing, NTP, виртуализация), система разграничения сетевого доступа, служба единого каталога, а также служба резервного копирования и восстановления данных.
Ко второй группе относятся сервис обновления ПО Microsoft (WSUS), антивирусная защита, терминальный доступ, система мониторинга и администрирования ИТ-инфраструктуры, система групповой работы на базе MS Exchange 2007, прикладные информационные системы и сервисы, поддерживаемые третьими лицами.
В ЦОДе аппарата правительства сейчас располагаются два шасси для блейд-серверов IBM BladeCenter H плюс 28 блейд-серверов HS21, три сервера серии x (IBM System x) и два сервера серии p (IBM System p570 на базе процессоров Power 6).
Системы хранения данных и резервного копирования включают дисковый массив IBM System Storage DS4800 Disk System Model 84 (в том числе три модуля расширенной системы хранения System Storage DS4000 EXP810 Expansion Unit), ленточную библиотеку IBM System Storage TS3200 Tape Library и два оптических коммутатора IBM SAN16B-2 Express Model.
При таком обилии оборудования IBM прямой контракт с этой компанией на его обслуживание представляется вполне закономерным решением. Тем не менее г-н Куксов счел необходимым указать на ряд конкретных причин, побудивших его ведомство подписать договор. Среди стандартных в таких случаев слов о “ведущем мировом производителе аппаратного обеспечения” и т. д. заслуживает внимания то, что у IBM в Перми имеется собственный сервисный центр и склад запчастей, а также тот факт, что компания предлагает в регионе весьма разнообразный набор услуг — от стандартного гарантийного обслуживания до прямых сервисных контрактов с фиксированным временем восстановления систем.
Последний параметр зафиксирован в контракте аппарата правительства на уровне 48 ч. Договор подразумевает сервисную поддержку в общепринятые рабочие дни и в стандартное рабочее же время.
Два взгляда на эффективность
Рассуждая о преимуществах аутсорсинга ИТ-инфраструктуры, г-н Куксов отметил, что на сегодняшний день в его ведомстве достигли того уровня пользовательского комфорта, когда о выходе из строя какого-либо оборудования узнаешь от обслуживающей организации. Сбои в функционировании необходимых сервисов при этом минимальны.
Также г-н Куксов считает, что при аутсорсинге организация четче понимает, на что конкретно тратятся деньги. Правда, на вопрос из зала об экономической эффективности вышеупомянутого проекта он не ответил.
После этого в дискуссии, к которой подключился и региональный представитель IBM в Пермском крае Андрей Пономарев, прозвучала довольно распространенная мысль, что для органов госвласти экономическая эффективность не всегда стоит на первом месте.
Несколькими часами позже руководитель аппарата правительства Пермского края Макар Герман в отношении своего ведомства этот тезис опроверг. С его слов причина, по которой он в следующем году планирует передать как можно больше непрофильных ИТ-функций на аутсорсинг, заключается в наложенных на него бюджетных ограничениях. Как отмечает г-н Герман, он просто не в состоянии содержать собственный квалифицированный проектный офис в сфере ИТ за те деньги, которые ему позволено платить своим сотрудникам.
В ближайшее время аппарат правительства передаст рабочие станции местным исполнительным органам госвласти, и они сами определят, кто их дальше станет обслуживать. В отношении сетей передачи данных в ведомстве сейчас готовят документацию для сдачи их в аренду, чтобы в дальнейшем просто покупать у арендатора услугу по доступу к информации.
Наибольшие сложности у г-на Германа возникли при проработке вопроса об использовании внешних вычислительных мощностей. Местные компании продвигают схему аутсорсинга, которую сложно назвать адекватной: чтобы пользоваться их ЦОДами, заказчик должен сначала инвестировать средства в покупку того оборудования, на котором впоследствии разместятся его информационные ресурсы, а потом еще оплачивать сам сервис. В итоге аутсорсинг обходится в три раза дороже собственного владения.
Западные компании готовы предоставлять свои ЦОДы по нормальной схеме (без капитальных вложений), но для подключения к ним г-ну Герману сначала предстоит решить проблему доступа к магистральному каналу передачи данных.
Необходимо отметить, что у IBM собственный ЦОД имеется прямо в Перми, однако в компании традиционно не обсуждают с прессой любую информацию о возможных сделках и готовящихся контрактах, поэтому продолжится ли их сотрудничество с аппаратом местного правительства, не известно. По словам же г-на Германа, его интересует исключительно результат, а кто именно сможет помочь его достигнуть, для него совершенно непринципиально. На данный момент каких-либо предпочтений у него нет.