Одна из отчетливо просматриваемых тенденций российской отрасли СЭД — повышение сложности и размеров проектов. Это особенно хорошо видно по итогам прошедшего кризисного года: по данным исследования компании DSS Consulting, спад абсолютных показателей размера СЭД-рынка как по числу выполненных проектов, так и по количеству внедренных рабочих мест сопровождался ростом такого важного показателя, как среднее число рабочих мест в проекте (с 91 в 2008-м до 100 в 2009-м). Такой тренд, в свою очередь, определяет более внимательное отношение заказчиков, особенно из государственного и крупного корпоративного сектора, к выбору средств автоматизации, с ориентацией на использование промышленных решений масштаба предприятия (об этом также говорит аналитический отчет DSS). Именно эта проблема была в центре внимания прошедшей в середине октября традиционной конференции одного из ведущих отечественных поставщиков СЭД — компании “ИнтерТраст”.
Стоит напомнить, что “ИнтерТраст” является одним из старейших игроков этого рынка (нынешняя ежегодная конференция прошла уже в 17-й раз) и в своих разработках изначально ориентировалась на использование базовых технологий IBM Lotus. Ее флагманский продукт CompanyMedia относится, по классификации DSS, к категории ПО “системы-надстройки на платформах”, предназначенного для решения широкого спектра задач управления корпоративным контентом с обеспечением высокого уровня масштабирования проектов (именно этот сегмент программных продуктов показал лучшую динамику на российском рынке СЭД в прошлом году, см. рис.1). По мнению генерального директора “ИнтерТраста” Андрея Линева, такая технологическая стратегия компании обеспечила устойчивое развитие ее бизнеса в прошедшем году, в результате чего она смогла, не снижая объемов бизнеса, увеличить свою долю присутствия на российском рынке СЭД.
В представленных им данных о бизнесе компании очень хорошо просматриваются некоторые интересные тенденции, во многом характерные для данной отрасли в целом (рис. 2). Так, в 2009 г. спад продаж прикладных лицензий сопровождался повышением спроса на услуги по внедрению и обучению конечных пользователей. В нынешнем году наблюдается пока обратная картина. Впрочем, вполне вероятно, что это следствие задержки из-за влияния кризиса на выполнение конкретных проектов. Но одна тенденция выглядит достаточно устойчивой — увеличивается средняя сумма сделки, проекты становятся крупнее.
В последние годы одним из главных факторов развития всего российского рынка СЭД является активность государства, при этом качественно новый момент в его деятельности за последний год — пересмотр и обновление нормативно-законодательной базы с целью ускорения перехода к электронному документообороту, а также определение конкретных сроков достижения плановых показателей уровня “электронизации” органов государственной власти. Безусловно, важен также перенос фокуса работ по внедрению ИТ на сферу оказания государственных услуг населению и предприятиям. Однако при этом, по мнению Андрея Линева, в стороне сейчас оказалась проблема повышения качества бизнес-процессов в самих организациях.
В то же время на рынке СЭД, считает руководитель “ИнтерТраста”, проявляются негативные тенденции, имеющие явную склонность к усилению. Причем нетрудно заметить, что эти проблемы также вытекают из повышения активности государства в этой сфере. Речь, в частности, идет о расширении практики применения нерыночных методов конкуренции как со стороны традиционных игроков, так и со стороны разного рода аффилированных с госструктурами компаний, особенно на региональном уровне. В сочетание с явным несовершенством закона о государственных закупках (94-ФЗ) это приводит к отказу многих заказчиков от разумного критерия выбора решения на основе соотношения цена/качество. Довольно отчетливо видны попытки, используя административный ресурс, монополизировать отдельные направления долгосрочной целевой программы “Информационное общество 2011—2020 гг.”. Серьезной проблемой является немотивированная смена ИТ-стратегий на уровне как ведомств, так и регионов.
Настораживают также попытка решить на верхнем уровне вопросы организации вычислительной обработки региональных услуг, а также излишней стандартизации бизнес-процессов в органах государственной власти. В целом можно констатировать усиление конкуренции на рынке СЭД, время мирного сосуществования вендоров по принципу “рынок большой, всем места хватит” прошло.
Среди архитектурных вопросов СЭД Андрей Линев в качестве первоочередного выделил выбор модели построения сложных распределенных систем. Любопытно, что год назад, говоря на эту же тему, он делал акцент на возможности использования схем документированного взаимодействия разных организаций. Теперь он фактически развил эту идею в направлении ее технологической реализации на основе федеративной архитектуры, реализующей распределенное (децентрализованное) хранилище с использованием репликации данных в качестве механизма обмена данными между серверами. Такой подход обеспечивает гарантированную доставку данных и распределенную бесконфликтную обработку документов, поддерживая при этом централизованное создание, хранение и поддержку общего контента (организационно-распорядительного, нормативно-регламентного, библиотечного и т. д.), локальную работу с “местным” контентом, а также быструю доступность контента, являющегося общим для разных организаций. В результате достигается наиболее высокая интегральная производительность системы.
В контексте изменения требований заказчиков идет развитие программных продуктов “ИнтерТраста” — ОfficeMedia и CompanyMеdia, ориентированных соответственно на СМБ и крупных заказчиков. На конференции была представлена новая версия CompanyMеdia 3.6, в которой наряду с расширением функциональных возможностей уделено больше внимание организации специализированных рабочих мест. В том числе в системе появилось новое клиентское решение для руководителей на базе iPad. Андрей Линев сообщил также, что в 2010 г. в составе его компании было выделено в отдельное направление предоставление услуг консалтинга, аудита, оценки, разработки решений в области защищенного электронного документооборота и их внедрения.
На конференции были также представлены основные контуры следующего поколения системы CompanyMеdia, которая сейчас имеет рабочий номер 5 (номер 4 зарезервирован для возможного появления промежуточного варианта ПО). Ее выпуск запланирован на 2012 г. Было заявлено, что компания по-прежнему ориентируется на использование базовых технологий IBM Lotus и намерена шире применять в своих прикладных решениях возможности средств Enterprise 2.0. Вместе с тем в новой системе будет особое внимание уделено вопросам интеграции CompanyMеdia с другими ECM-платформами, в первую очередь с IBM FileNet, Microsoft SharePoint и с популярными решениями Open Source.