Российский рынок облачных услуг крайне мал, что, в частности, подтверждается исследованиями IDC , но интерес к нему растет. На прошедшей в конце октября в Москве третьей ежегодной “Неделе Российского Интернета” некоторые сведения о структуре отечественного спроса-предложения на услуги SaaS на примере опыта реализации своего проекта SoftCloud рассказала компания Softline, которая в недавнем отчете IDC названа ведущим дистрибутором решений SaaS (или AaaS по терминологии IDC).
Напомним, что пилотный вариант SoftCloud стартовал еще летом 2009 г., а спустя полгода был запущен в рабочем режиме . В тот момент в каталоге услуг было 21 предложение от 10 вендоров. Как сообщил руководитель проектов подразделения SoftCloud Кирилл Грош, сейчас клиентам предлагается 60 сервисов от 34 отечественных и зарубежных вендоров ПО (56% разработчиков — российские компании). При этом Softcloud активно развивает продажи через свою собственную партнерскую сеть — уже сейчас этим занимаются более 30 компаний (телеком-операторы, хостинг-провайдеры, системные интеграторы и др.). Общее число клиентов SoftCloud не названо, но их структура выглядит так: 68% — заказчики из не-ИТ-отрасли, 18% — разработчики ПО, 14% — партнеры Softline.
По данным SoftCloud, в данный момент наибольшее количество запросов приходится на сервисы, входящие в направление “управление бизнесом” (бухгалтерия, склад, ресурсы и процессы, задачи и проекты, техническая поддержка, продажи и контакты, маркетинг и реклама). Этот показатель достаточно высок из-за того, что такие сервисы хорошо представлены на рынке, их процент от общего количества сервисов составляет около 37%.
Запросы, связанные с почтовыми коммуникациями, составляют 15% от общего числа клиентских запросов. Такие коммуникационные сервисы, как телефония и видеоконференции, получили 19%. Докладчик подчеркнул, что эти два вида коммуникационных сервисов были сознательно разделены в ходе исследования, так как при их продвижении должен быть использован разный подход и сегменты пользователей значительно различаются. По стоимости одной сделки лидируют сервисы по безопасности (см. рисунок).
По мнению экспертов SoftCloud, основные трудности предоставления SaaS-сервисов в России связаны с большими размерами территории страны (это требует оплату лишнего трафика); отсутствие хорошего Интернет-канала в некоторых регионах; высокая доля пиратства ПО, а также отсутствие на рынке достаточного числа мультивендорных провайдеров.
Что касается географии запросов сервисов в России, то на первом месте по объему использования облачных услуг стоит Центральный федеральный округ, следующую позицию занимает Сибирь, далее следует Северо-Западный федеральный округ. Есть так же запросы из-за рубежа, но Softcloud сейчас в первую очередь отдает приоритет российскому рынку.