В России продолжается модернизация вузов, начатая с запуска государственных программ поддержки высшей школы. Первой ласточкой стал национальный проект “Образование”, который проходил в 2006—2008 гг. и был направлен на внедрение инновационных учебных программ. В ходе этого проекта 57 вузов получили бюджетное финансирование на сумму 40 млрд. руб. Такие субсидии позволили обновить лаборатории, повысить квалификацию преподавателей, закупить новое оборудование и ПО, дав тем самым первый толчок к модернизации ИТ в вузах.
В 2007-м началась программа создания Федеральных университетов, которая продолжается до сих пор. Ее цель — оптимизация региональных образовательных структур и укрепление в регионах связей между образовательной, экономической и социальной сферами. Реализация этой программы предусматривает специальное финансирование.
Поддержав образовательный процесс, государство сделало следующий шаг, направленный на развитие научно-исследовательской деятельности, запустив в 2009-м программу создания Национальных исследовательских университетов — высших учебных заведений, в которых образовательная и научная деятельность ведется на основе принципов интеграции науки и образования. Победителями конкурса стали 27 вузов, каждый из них получит из бюджета финансирование в размере до 1,8 млрд. руб. в течение пяти лет.
А весной текущего года вышел пакет постановлений, направленных на развитие взаимодействия между вузами и НИИ с одной стороны и бизнесом с другой. В этих постановлениях также предусмотрены бюджетные ассигнования: в течение трех лет на поддержку развития инновационной инфраструктуры вузов будет выделено 8 млрд. руб., а на создание совместных высокотехнологичных производств — 19 млрд. руб. Цель государственной поддержки — развитие кооперации российских вузов и производственных предприятий, стимулирование использования в реальном секторе потенциала российской высшей школы для подъема наукоемкого производства.
Чтобы узнать, как эти меры государства повлияли на развитие и применение ИТ в вузах, мы обратились к участникам рынка ИТ и представителям вузов.
От образовательной деятельности к научной
Все эксперты высоко оценили роль государственной поддержки высшего образования в качестве катализатора внедрения ИТ в вузах. По словам Игоря Демиденко, доцента Брянского государственного технического университета, проект создания Национальных исследовательских университетов и другие государственные программы позволяют отдельным вузам расширить возможности применения ИТ с помощью создания современных централизованных ИТ-центров.
С ним согласен Максим Шмарион, руководитель направления по автоматизации колледжей и вузов компании “1C”: “В целом в большинстве вузов, получивших поддержку, наблюдается положительная динамика внедрения ИТ. Основные результаты, на наш взгляд, будут заметны через два-три года”.
Эти шаги правительства имеют значение не только для вузов, но и для всей экономики страны. Как отметил Игорь Баландин, директор по работе с системой образования Microsoft в России, развитие практически каждой из базовых отраслей невозможно без решения кадрового вопроса, а также создания и реализации инновационных технологий. Но главными ограничителями роста экономики продолжают оставаться недостаточная конкурентоспособность российского сектора исследований и разработок, низкий уровень коммерциализации получаемых научно-технических результатов, слабая заинтересованность бизнеса в поддержке и реализации отечественных инноваций и недостаточная координация предпринимаемых действий. Решить эти вопросы позволит более тесная интеграция науки, образования, реального сектора экономики и бизнеса, содействовать которой призван проект создания Национальных исследовательских университетов и другие программы государственной поддержки высшего образования.
Эксперты отметили определенную логику в действиях правительства. Сначала упор был сделан на финансировании образовательного процесса, а сейчас реализуется программа активизации научных исследований. “Сначала работа была в основном связана со студентами, аспирантами, приемными комиссиями, деканатами, а нынешняя программа нацелена на стимулирование научных исследований в университетах, в том числе на внедрение ИТ, а не на поддержку образовательной деятельности как таковой”, — сказал Сергей Сухоруков, заместитель руководителя по работе с государственным и образовательным секторами компании “АйТи”.
Что нужно вузам?
Важно, чтобы в результате информатизации вуз получал новые возможности для дальнейшего развития. Но внедряемые технологии сильно зависят от специфики вуза. По словам Игоря Баландина, для одного учебного заведения важна организация дистанционного обучения, которая позволяет расширять комплекс учебных услуг и привлекать к обучению дополнительные аудитории. Для другого — первостепенной задачей является непосредственное расширение учебной программы в части обучения и сертификации. А для третьего — информатизация дает возможность заявить о себе и повысить свою конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.
А Евгений Джаксимов, менеджер по проекционному оборудованию московского представительства Epson Europe, отметил, что, несмотря на различия, у вузов есть и общие задачи, например создание баз данных, систем обработки анкет и тестов абитуриентов, архивов специализированной литературы и научных работ, систем визуализация информации: “Если говорить о последних, то здесь уровень реализуемых проектов многократно возрос за последние годы. Проектор и документ-камера стали сегодня стандартом. Более того, появились средства создания 3D-аудиторий, многоэкранных проекционных систем, передачи и воспроизведения визуальной информации по беспроводной сети”.
К числу общих задач вузов относится и автоматизация управления вспомогательными видами деятельности. По наблюдению Максима Шмариона, большинство вузов в первую очередь автоматизируют финансово-хозяйственную и кадровую деятельность. Но также востребованы системы управления учебным процессом, электронного обучения, документооборота и автоматизации библиотек.
Не следует забывать и о коммуникациях, считает Александр Козлинский, директор по корпоративным связям Intel в России и СНГ, который подчеркнул, что средства связи, позволяют преподавателям и студентам получать круглосуточный доступ к Интернету и ресурсам университетов. Не менее важным остается оснащение вузов оборудованием и другими ресурсами для создания центров обработки данных, сетевой инфраструктуры, а также лабораторий для экспериментов с аппаратными и программными решениями. Студентам пригодятся портативные компьютеры, а тем их них, кто проводит ресурсоемкие исследования — и высокопроизводительные рабочие станции.
Как внедрять ИТ
Но получить полноценную отдачу от ИТ удается не всегда. Как единодушно отметили эксперты, “лоскутная” информатизация, при которой в отрыве друг от друга автоматизируются отдельные процессы, уже доказала свою неэффективность. Вузам нужна стратегия внедрения ИТ, которая позволяет связывать в единую электронную систему все основные виды деятельности: учебный процесс, научные исследования и хозяйственное управление. При этом следует учитывать не только краткосрочные, но и долгосрочные цели развития учебного заведения.
По мнению Евгения Джаксимова, такая стратегия необходима, так как ее отсутствие может привести к дополнительным издержкам и техническим проблемам: “Особо хочется отметить, что помимо установки ИТ-решения, следует наладить обучение и консультирование преподавателей и научных работников”. На важность стратегического подхода указал и Сергей Сухоруков: “Бессистемность приводит к появлению набора ПО и оборудования, даже не взаимодействующих друг с другом”.
Стратегия нужна не только для внедрения технологий, но и для их использования. На необходимость увязывания современных ИТ с методическими планами по развитию учебных программ и их поддержкой, указала Ольга Стасевич, руководитель Академической программы SAS в России: “Если нет планов развития вуза или методических планов развития образовательных программ, то ИТ-стратегия не может их определить и заменить”.
С ней согласен Сергей Кувшинов, директор института новых образовательных технологий Российского государственного гуманитарного университета: “Сейчас идет обсуждение стратегии образования в новой информационно-коммуникационной среде. Появляются все более сложные задачи, которые нам одним уже не по силам, нужна кооперация с зарубежными и наиболее продвинутыми российскими вузами, крупными мировыми компаниями, обладающими собственными большими отделами стратегического планирования образовательного рынка”.
Однако с точки зрения кооперации наши вузы еще отстают. Так, по мнению Александра Козлинского, до сих пор плохо решен вопрос интеграции наших вузов с международными программами, установления прочных связей с университетами других стран, их профессорско-преподавательским составом и студентами.
В этом также могут помочь ИТ. Как считает Игорь Баландин, важной задачей является создание системы открытого информационного обмена университетов с внешней средой. По его мнению, нужно создавать в университетах коммуникационные площадки для представителей государственной власти, бизнеса, научно-образовательного и экспертного сообщества, гражданского общества. Важно также наладить механизмы систематического взаимодействия с выпускниками университетов, реализовывать программы социологических и мониторинговых исследований в области науки и образования и создавать открытые электронные библиотеки научных трудов сотрудников и материалов конференций, проведенных в университетах.
Однако далеко не всем вузам удается планомерно внедрять ИТ. По словам Сергея Сухорукова, это, связано, скорее, с нехваткой финансирования, а не с отсутствием стратегии. Ведь программы поддержки образования разыгрываются по конкурсу между многими вузами, рассчитаны на несколько лет и носят периодический характер. Из-за такой неопределенности учебным заведениям сложно планировать сроки реализации стратегии, она может быть обозначена только на период действия программы. “Конечно, у вузов есть и собственные средства, но при таком финансировании внедрение ИТ происходит медленно и закрывает лишь текущие потребности, не охватывая перспективу”, — сказал он.
Решить эту проблему позволит взаимодействие вузов и бизнеса, считает Ренат Юсупов, старший вице-президент Kraftway: “Любая стратегия внедрения ИТ базируется на долгосрочной системе бюджетирования. Тогда результат более-менее предсказуем и в большинстве случаев приносит пользу. Что касается вузов, то остаточное финансирование большинства из них, разбавленное случайными грантами приводит лишь к лоскутной автоматизации. Без вовлечения вузов в научно-практическую деятельность, востребованную коммерческими структурами и программами модернизации ведомств и госмонополий, все проекты информатизации будут отмирать из-за слабой востребованности в учебном процессе”.
Он считает, что каждому вузу нужна строго индивидуальная стратегия автоматизации, причем привязанная не к учебному процессу, а к практической научной деятельности и к разработкам. Тогда в учебных заведениях появятся точки кристаллизации, которые на практике докажут эффективность ИТ, и в то же время стратегия модернизации ИТ будет иметь детерминированный характер и проистекать из реальной стратегии развития вуза как научной и образовательной организации, а не из абстрактных представлений давно оторвавшихся от реалий чиновников Министерства образования и науки.
Это мнение разделяет Максим Шмарион, который отметил, что хотя сейчас большинство вузов ограничиваются решением наиболее “горящих” задач, многие из них уже осознают необходимость развития и разработки ИТ-стратегии и начинают предпринимать реальные шаги в данном направлении. Не последнюю роль в этом сыграл конкурсный отбор национальных исследовательских университетов и программа развития инновационной инфраструктуры в вузах, считает он.
Что мешает внедрению ИТ
По общему мнению представителей компаний и вузов, главной проблемой, затрудняющей реализацию ИТ-стратегий, остается недостаток финансирования. Вузы пытаются ее решать, привлекая инвесторов, участвуя в конкурсах на получение субсидий, грантов, спонсорских взносов. Однако, по словам Александра Сарсадских, начальника ВЦ Нижнекамского химико-технологического института, в связи с кризисом это сделать не удается, а попытки участвовать в различных грандах и конкурсах почти не приносят результата, так как для этого требуется дополнительное оборудование, но его нет.
Другая проблема связана с дефицитом кадров. Из этой ситуации вузы тоже ищут выход. Как объяснил Александр Сарсадских, один из способов — привлечение студентов старших курсов, поскольку специалистов с опытом и высокой квалификацией не устраивает зарплата.
Решить кадровый вопрос мешает снижение престижа преподавания, а также изолированность отечественных вузов от университетов других стран. Помочь могла бы масштабная государственная программа помощи исследовательским вузам по предоставлению им бесплатного или льготного доступа к ресурсам Интернета. По мнению Александра Козлинского, позитивные сдвиги в этом направлении наметились, но дело пока идет слишком медленно.
Помимо нехватки финансирования внедрение ИТ в вузе сильно затрудняет отсутствие развитой системы эксплуатации информационных систем, считает Сергей Сухоруков: “Как правило, ИТ-службы в вузе ограничены по численному составу и обучение ИТ-специалистов проходят с большим трудом. Для решения таких проблем системные интеграторы предлагают вузам долгосрочные сервисные контракты, обслуживание и аутсорсинг”.
Кроме того, трудность представляет разрозненность подразделений вуза. Как отметил Игорь Демиденко, применение ИТ сдерживается отсутствием четко сформулированных потребностей всех подразделений и средств для их реализации, хотя в его вузе есть единая головная структура по информатизации, с которой согласовываются все ИТ-приобретения.
Продвижению всего нового обычно мешает инертность, и ИТ не исключение. Так, по мнению Сергея Кувшинова, одной из проблем является пассивная позиция учащихся, которые хотя и желают жить и учиться в новой среде, но сами ничего не делают для внедрения ИТ, а вузы не понимают, как повысить их активность. Но Максим Шмарион с ним не согласен. Он отметил, что ключевую роль играет заинтересованность администрации во внедрении ИТ. Если в вузе есть факультеты и специальности ИТ-профиля, то к участию в ИТ-проектах часто привлекаются студенты и аспиранты.
Но такую активную позицию занимают далеко не все учебные заведения. Например, вузы, имеющие многолетнюю историю внедрения ИТ, зачастую крайне неохотно жертвуют старыми наработками ради создания ИТ-инфраструктуры с нуля для комплексного решения актуальных задач. В этом случае очень важно показать эффективность комплексного подхода, который не только помогает решать задачи сегодняшнего дня, но и создает базу для достижения долгосрочных целей.
Еще одна проблема — у сотрудников учебных заведений недостаточно знаний для использования ИТ. “Не так давно мы проводили опрос преподавателей вузов нетехнических специальностей, — рассказал Игорь Баландин. — Оказалось, что более 75% из них нуждаются в получении дополнительных навыков по использованию ИТ в образовательном процессе”.
Выход в сотрудничестве
Решению многих из перечисленных проблем может способствовать взаимодействие вузов с ИТ-компаниями. Тем более что последние весьма заинтересованы в таком сотрудничестве. “Мы не раскроем тайны, если скажем, что система образования — школы и вузы — интересны ИТ-компаниям и с точки зрения бизнес-партнерства, подготовки кадров, и как экспериментальные центры”, — сказал Евгений Джаксимов.
Поэтому неудивительно, что практически все эксперты из отрасли ИТ отметили наличие в своих компаниях специальной стратегии по работе с вузами. Правда, способы реализации стратегий у всех разные.
Например, “АйТи” создает вместе с вузами совместные кафедры и малые инновационные предприятия. “Недавно мы победили в конкурсе на организацию двух высокотехнологичных производств с петербургским университетом ИТМО и Высшей школой экономики, — рассказал Сергей Сухоруков. — Тематика совместных работ напрямую связана с использованием ИТ в вузах. А результаты создания производств направлены в том числе и на применение в научно-исследовательской деятельности в вузах”.
SAS реализует во всем мире академическую программу, которая акцентируется на двух сферах — передача знаний и формирование технологий для использования самой компанией. “Локальная стратегия SAS в России направлена на формирование в вузах научно-учебной среды, способной конкурировать в сфере аналитики с международными университетами. Предполагается проведение научных исследований, участие в международных конкурсах работ и в актуализации учебных программ в соответствии с современными потребностями бизнеса, — объяснила Ольга Стасевич. — Для этого мы привлекаем к нашей программе вузы управленческого, экономического, математического, ИТ-профиля”.
Intel реализует свою стратегию по трем направления. Во-первых, ИТ продвигаются для организации учебного процесса: предусматривается создание цифрового контента с материалами по занятиям, заданиям и т. д., электронные библиотеки, системы видеоконференций. Во-вторых, ИТ используются как инструмент для исследовательской и научной работы. Примером может служить развитие высокопроизводительных вычислений, которые все шире применяются в самом широком спектре исследований. И в третьих, ИТ внедряются в сферу гуманитарного образования и наук, помогают создавать, распространять и модифицировать цифровой контент.
Microsoft на базе вузов открыла в восьми городах 11 Центров инноваций — структур, основной целью которых является поддержка сотрудничества высшей школы, индустрии и государственных организаций в области исследований, технологий и разработки ПО. Кроме того, в нашей стране продвигается программа Microsoft IT Academy, которая направлена на подготовку ИТ-специалистов. Ее участники получают учебно-методические пособия, электронные курсы, необходимое ПО и консалтинговую поддержку. На данный момент в России открыто около 300 таких академий.
“1С” продвигает в сфере образования так много инициатив, что все их даже трудно перечислить в рамках обзора. Так, учебные заведения получают льготные условия при приобретении программных продуктов, методическую поддержку и материалы, которые постоянно обновляются. На льготных условиях реализуется программа сертификации учащихся высших и средних учебных заведений по программе “1С:Профессионал”. Проводятся студенческие соревнования и открытый конкурс дипломных проектов, выполненных с использованием “1С:Предприятия”.
Для профессиональной ориентации студентов и выпускников ежегодно более чем в 70 городах России и СНГ проходит единый день “1С:Карьеры”. Компания стимулирует партнеров, которые приглашают студентов на производственную и преддипломную практику в свои фирмы. А для усиления методической и информационной поддержки работников образования регулярно проводятся телеконференции, посвященные применению технологий “1С” в административно-финансовой, хозяйственной деятельности и учебной работе вузов.
Чтобы подготовить молодых специалистов в соответствии с реальными потребностями отрасли, в учебном центре “1С” функционируют базовые кафедры ведущих московских вузов (МЭСИ, ВШЭ, МИФИ), на которых студенты проходят обучение по дисциплинам, связанным с новыми ИТ на базе программных продуктов “1С:Предприятие”. Кстати, вузам этот проект интересен в первую очередь тем, что позволяет решить вышеупомянутую проблему дефицита квалифицированных преподавательских кадров.
Движение навстречу друг к другу
Но как уже отмечалось, не только нехватка кадров затрудняет вузам внедрение ИТ. Главной проблемой остается недостаток финансов. Но поскольку ИТ-компании заинтересованы в продвижении своих продуктов в сферу образования, они разработали специальную политику по работе с вузами.
У многих, например у Epson, “АйТи”, “1С”, имеются специализированные продукты для образования. Кроме того, предусмотрены льготные цены на ПО. Так, у SAS эти цены в десятки, а иногда даже и в сотни раз ниже обычных. Аналогично действует и Microsoft, установив для высших учебных заведений академические цены, которые в несколько раз меньше, чем для бизнес-организаций.
Некоторые компании, такие как Epson и Intel, проводят специальные акции и маркетинговые программы, позволяющие сделать ИТ-оборудование доступным для студентов и преподавателей.
Вендоры стимулируют партнеров поддерживать вузы. Так, Epson привлекает их к сотрудничеству с учебными учреждениями по разным направлениям, начиная от инсталляции проектора и экрана и заканчивая полным ведением комплексного проекта по внедрению ИТ-системы.
К сожалению, даже купив ИТ-продукты по льготным ценам, вузы не всегда могут их эффективно использовать. “Многие вендоры имеют специальные программы поддержки вузов и могут одаривать их оборудованием или программным обеспечением. Однако без серьезного методического сопровождения, обучения и профессиональных кадров все это богатство будет простаивать без применения, — посетовала Ольга Стасевич. — Ведь даже научив сотрудников пользоваться оборудованием или программами, нельзя полностью быть уверенным в том, что те продолжат работать в конкретном вузе. Люди, получившие знания, которые сегодня являются востребованными на рынке, склонны перейти на место получше и оставить вуз, таким образом сведя на нет инвестиции в обучение”.
Извлечь преимущества из продуктов, полученных по льготным программам, мешает и вышеупомянутая инертность вузов. Ведь даже, несмотря на изменения, начавшиеся благодаря Национальным проектам, многие вузы не готовы менять свои учебные программы для формирования прикладных знаний. По мнению Ольги Стасевич, это отличает нас от университетской среды США, где программы для бакалавриата и магистратуры затачиваются под требования рынка, что позволяет выпускникам получить практические знания, которые они могут сразу применять, не вынуждая работодателя тратить средства на дополнительное обучение.
Но несмотря на проблемы, вузы положительно оценивают образовательные инициативы ИТ-компаний. “Мы сотрудничаем с компаниями “1С”, “Лаборатория Касперского”, “Аскон”, Microsoft, “Электронные Офисные Системы”, “Консультант+”, “Гарант”, Cisco и другими, — сообщил Александр Сарсадских. — В основном эти фирмы предлагают вузам свое ПО и учебные материалы бесплатно или со скидкой, поэтому появляется возможность использовать современные ИТ в учебном процессе”. А Игорь Демиденко отметил, что, хотя в его вузе нет совместных кафедр, существует помощь во внедрении ИТ через ознакомительные конференции. По его словам, внедрение ИТ положительно отражается на качестве лекций, лабораторных, курсовых и дипломных работ студентов, а также качестве научно-исследовательских работ сотрудников.
Сергей Кувшинов рассказал, что в РГГУ благодаря взаимодействию с ИТ-компаниями создан целый комплекс специализированных аудиторий и концептуально новых сетевых интерактивных обучающих систем, позволяющих проводить переподготовку преподавателей по концепции Teacher-to-Teacher, направленной на повышение квалификации работников образования без отрыва от производства.
Что поможет вузам
Судя по перечисленным выше проблемам, в первую очередь внедрению ИТ в вузы поможет расширение государственных программ финансирования, направленных на развитие как образовательной, так и научно-исследовательской инфраструктуры. “Без конструктивного участия государства в решении этого вопроса обойтись пока невозможно”, — уверен Александр Козлинский.
Эксперты считают, что и для решения второй проблемы — дефицита кадров, также необходима поддержка государства. “Требуется активное содействие Минобрнауки в повышении квалификации преподавателей в области современных ИТ. При этом к преподаванию более узкопрофильных дисциплин имеет смысл привлекать специалистов высокотехнологичных отраслей промышленности, в том числе ИТ-индустрии”, — сказал Максим Шмарион.
Важную роль играет и повышение информированности специалистов в сфере ИТ. Необходимо регулярно проводить мероприятия, направленные на освещение новейших достижений в этой области. Многие ИТ-компании занимаются этим самостоятельно. Но и здесь пригодится поддержка государства. Как отметил Игорь Баландин, нужна система открытого информационного обмена с внешней средой, а для ее создания требуется организация эффективного механизма вовлечения бизнеса, экспертов, органов государственной власти и ведущих представителей образовательной отрасли в совместную реализацию поставленных задач. Во многих ведущих странах такое взаимодействие организуется путём создания партнёрства государства и бизнеса, которое призвано обеспечить конструктивный диалог поставщиков с государственными органами и образовательными учреждениями.